Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Октябрь 2007

"РУССКОМУ ДОМУ" - 10 лет

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

"Без внешнего не может быть внутреннего, как не может быть плодов без листьев", - приводите Вы часто слова святых отцов. Как же случилось, что богоизбранный иудейский народ, столь строго следовавший внешним предписаниям, данным ему от Бога, отверг Христа Бога, пришедшего на землю? Не следует ли православным - не менее строгим, чем ветхозаветные иудеи, по отношению ко всему внешнему в Церкви - извлечь из этого серьёзный урок? Неужели Богу нужны все эти наши продолжительные посты и прочее? Как не вспомнить слово Христово о "бременах неудобоносимых"?

Ю. Смоляков, г. Керчь

Именно так, "без внешнего не может быть внутреннего", как свидетельствуют святые отцы, слова которых Вы напоминаете. Внешнее существует только ради внутреннего. В противном случае мы будем иметь дело с шумящим листвою деревом, не имеющим плодов. Бог - не тиран, который находит удовольствие в том, чтобы возлагать на подданных своё иго. Бог - любящий Отец, который желает нам блаженства. И Он учит тому, что может сделать нас навеки счастливыми. "Продолжительные посты и прочее" существуют, чтобы помочь нам жить по заповедям Божиим. Заповеди, которые Бог нам даёт, - не бремена неудобоносимые, не ограничение нашей свободы, а путь и свет к обретению её. Это ориентиры, которые помогают нам предпочесть лучшее худшему, то, благодаря чему мы можем узнать блаженство уже здесь, на земле, а не только в вечности. Всякое даяние благое исходит от Отца светов. Установления Божии были мудростью и разумом богоизбранного народа. Этот народ был великим и счастливым народом, когда он следовал наставлениям Господним. И он впадал в бедствия, когда оставлял их. Так было и так будет со всеми людьми и со всеми народами. Никто не может отрицать, что жизнь была бы несравненно более счастливой на этой земле, если бы все следовали заветам Божиим. Однако самое ужасное произошло (и произойдёт), когда в большинстве своём этот народ открыто отверг Самого Бога, отделив внешнее от того, ради чего оно существует.

Не напрасно Христос говорит о том, как важен порядок в соотношении между внутренним и внешним: "Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мф. 15, 8). В сердце всё рождается, и всё определяется им. Если сердце - доброе, всё будет добрым. Если сердце злое - всё будет злым. Если сердце чистое - всё будет чистым. Сердце - место, откуда всё исходит, доброе и злое, любовь и ненависть, чувство мести и чувство примирения и прощения. Наше сердце никогда не бывает совершенно добрым или совершенно злым, кроме тех случаев, когда враг входит в нас или касается нас благодать Христова. Обыкновенно в нём намешано много всего. Иногда это - прекрасное, иногда - безобразное. Иногда - щедрость самоотдачи, иногда - зависть. "Мы должны быть внимательными, - говорит Господь, - к нашему сердцу". Без благодати Христовой, без слова Божия, без заповедей Его, без таинств Церкви никто не может соделать чистым своё сердце. И это не происходит в один день. Надо всегда начинать сначала, потому что нас может иногда сильно заносить и отбрасывать назад. И потому что можно обманываться относительно себя. Внешне может всё казаться замечательным, ровным, нормальным, а в глубине нашего сердца в это время могут возникать мысли и чувствования, недостойные того, чем мы хотим быть, и того, что замыслил о нас Бог.

Чтобы обрести подлинную чистоту сердца, мы не должны ограничиваться добрыми чувствами, но стараться явить в нашей жизни ту правду, ту любовь, то сострадание, к которым мы стремимся. И мы должны - ради чистоты нашего сердца - хранить себя неосквернёнными от мира. Как часто нас влечёт к дорогам, которые далеки от того, чтобы быть лучшими. Как часто мир - место, где самые прекрасные качества сердца ставятся ни во что. Как часто мир несправедлив, жесток, безжалостен, циничен. Если не хранить своё сердце, можно, живя в мире, уподобиться ему, стать, как он, - жестоким, несправедливым, равнодушным к страданиям других. И всем тем, о чём говорит Христос, предупреждая нас о страшных духовных недугах, живущих в нас. Мы не должны позволять миру изменить нас к худшему, напротив, мы призваны так изменять мир, чтобы и ему через нас передавалась та чистота, которую даёт нам Господь.

У меня два вопроса, связанных друг с другом. Первый. Когда ко Христу во время Его беседы с народом приходят Его Матерь и сродники, Он говорит, что Ему брат и сестра, и матерь - подлинные ученики Его. Что можно возразить протестантам, утверждающим на основании этих слов, что почитание Божией Матери в нашей Церкви - нововведение, противоречащее Писанию? И второй вопрос. Христос говорит: "Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 26), а в другом месте читаем: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим. 5, 8). Как это соединить?

Н. Потапова, г. Зеленоград

Мы переживаем за наших родных. И это естественно. Кто о домашних своих не печётся, тот хуже неверующего. Но вполне может быть, что в будущей жизни мы окажемся ближе к людям, с которыми мы не связаны родством. Самые глубокие отношения в жизни - совсем не кровное родство, а родство ума с умом и сердца с сердцем. Когда у людей одни принципы, одни интересы, одна цель, они становятся по-настоящему близки. Что такое присутствие Царства Божия на земле? Это когда воля Божия исполняется на земле, как на небе. Только Христос в полноте явил это чудо. И Божия Матерь всей Своей жизнью была устремлена к этой тайне и приобщалась ей как никто из людей. Ее единство с Христом Богом - не только по плоти и крови, но по вере, по смирению, по чистоте, по любви.

Даром Христа все люди - дети Божии. Каждому даётся равная возможность вступить в родство через Него с Богом. Бог любит святого и грешника. Но когда человек направляет свою волю в согласии с волей Божией, - благодатной помощью Духа Святого, предстательством Пречистой - начинается подлинное его сыновство. Жизнь полна испытаний. Есть верность, которая превосходит всякую земную верность. Есть то, что идёт впереди самых дорогих отношений на земле. В этом смысле Христос многого требует. Он хочет всего человека. Он говорит: "Сыне, дай Мне твое сердце". Он хочет, чтобы человек не разделял свое сердце ни с кем и ни с чем. Первая и наибольшая заповедь призывает нас Его Единого любить и Ему Единому служить. Самое великое родство - здесь, и самое страшное разделение - когда воля человека направлена против воли Божией и воли тех, кто с Богом. Как говорит апостол Павел, "вы еще не до крови подвизались за заповедь Божию".

Это трудно. Но в этом великое чудо. Когда человек отдаёт себя безраздельно Христу Богу, он начинает принадлежать семье, границами которой является вся земля. Он обретает родство, которое включает в себя всех святых на небе и на земле. Потому Божия Матерь - Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, и духовная Матерь всех нас. И Господь говорит о достоинстве всех Своих учеников. Каждый из них - Его брат и сестра, и мать. Его ученики, всё оставившие, чтобы следовать за Ним, бесконечно дороги Ему. Все святые имеют эту честь. Все исполняющие заповеди Божии, в близком родстве со Христом. Он любит их, Он вступает в общение с ними как с родными. Он зовёт их на трапезу с Собой, приобщая их Своей Пречистой Плоти и Крови, чтобы они были единокровными с Ним. Он заботится о них, чтобы у них не было недостатка ни в чём. Он не стыдится называть их братиями, но исповедует их перед людьми, перед ангелами и Отцом Небесным.

Вы пишете: "Из всякого компромисса со злом победителем всегда выходит диавол". Но мы ведь живём в мире, который, как сказано, "лежит во зле", и, хочешь не хочешь, жизнь все время подталкивает на компромиссы. Неужели мы должны все время лезть на рожон, не думая о том, что это нам будет стоить? Не разумней ли порой отступить, чтобы сохранить силы для будущих сражений?

Юрий Чижов, г. Ярославль

Мы и отступаем всё время, готовясь к главной битве. Но это отступление непременно должно быть уже участием в ней. Мы не должны давать места диаволу. И, проявляя рассудительность, не идти ни на какой компромисс со злом. Это значит, что мы должны быть всегда причастны пути Христову.

Вы помните, как Христос в Евангелии возвещает Своим ученикам, что Ему надлежит много пострадать. Хотя они уже преодолевали общее заблуждение о Мессии как земном Царе, тем не менее, были исполнены ожидания, что Он скоро восстановит Царство Израиля. Господь открывает им прямо противоположную перспективу. Он говорит, что Ему "должно быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками", вместо того, чтобы быть увенчанным. Он будет убит, Он будет распят. И в третий день Он воскреснет для небесной жизни, и Его уже не будет в этом мире. Господь говорит об этом открыто. Он говорит об этом прямо и ясно, не скрывая двусмысленными выражениями того, что Ему предстоит. Он говорит об этом мужественно, без страха, и хочет, чтобы и они так восприняли Его путь. Он не только знает, что Ему надлежит пострадать и умереть, но в этом заключается Его служение.

И вот мы видим, что апостол Петр, которому не плоть и кровь, а Отец Сущий на Небесах только что открыл тайну Сына Божия, противится словам Господа. "Отозвав Его, начал прекословить Ему". Он являет любовь ко Христу, ревность о Нем и Его безопасности, но не по разуму. Такое впечатление, что он берёт Господа за руку, как бы намереваясь остановить Его, помешать Ему, удержать Его в своих объятьях. Разумеется, в его словах не было и тени властности, только величайшее чувство любви. Господь не препятствовал Своим ученикам свободно выражать свои чувства по отношению к Нему, но здесь Петр проявил слишком большую вольность.

Христос решительно воспрещает Петру. Он обернулся и взглянул на учеников, чтобы увидеть, не так ли думают и остальные, и сказал: "Отойди от Меня, сатана". Петр не ожидал такого резкого отпора. Может быть, напротив, он надеялся получить похвалу за свою любовь, как только что - за свою веру. Христос знает, каким духом мы водимы, когда мы сами не ведаем этого. Петр - сатана, противник, тот, кто препятствует осуществлению замыслов Божиих. Искуситель, явившийся ко Господу в начале Его служения, снова предстаёт пред Ним, на этот раз в лице лучших учеников, угрожая разорить дело Божие. И то же искушение откроется, когда в последний час мимоходящие будут хулить Господа, призывая Его сойти со Креста.

Петр говорит как тот, кто не понимает замыслы и советы Божии. Самые могущественные враги не могли одолеть Того, Кому болезни и смерть, ветры и волны, и бесы повинуются. Для Петра смерть Господа представлялась только мученичеством, которого, как ему казалось, можно было избежать. Он не знал, что это было необходимо для славы Божией, для сокрушения сатаны и спасения человечества, что Начальник нашего спасения должен явить Свое совершенство в немощи. Мудрость человека - поистине безумие, когда она дерзает направлять совет Божий. Крест Христов был для одних камнем преткновения, а для других - безумием.

Петр говорит как тот, кто не понимает природы Царства Христова. Он полагал, что оно - временное и человеческое, в то время как оно - духовное и Божественное. "Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое", - сказал ему Господь. Ставить человеческое выше Божественного, выше Его славы и Царства - величайший грех и корень многих грехов. И такое нередко случается среди Христовых учеников. Мудростью кажется порой - избежать бед, поступившись личным христианским долгом, но конец с неизбежностью обнаружит, что это - безумие.

Всякому человеку трудно принять свою смерть. Вот почему Господь предлагает всем, кто хочет спастись, следовать за Ним. Господь зовёт нас следовать за Ним, чего бы нам это ни стоило. "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). Жизнь христианина - вся самоотвержение и решимость никогда не оставлять своего Господа в следовании за Ним.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы