Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Октябрь 2007

"РУССКОМУ ДОМУ" - 10 лет

Содержание номера       Главная страница номера

Древний образ

Юлия Александровна РАСКАТОВА

25 октября - празднование Филермской иконы Божией Матери

Икона Филермской Богоматери - одна из самых почитаемых святынь христианского мира. Она обладает большой целительной силой, защищает и охраняет в пути паломников, особенно помогает жертвователям в пользу слабых и немощных, помогает в случае нашествий и прочих нападений

Согласно древнему преданию, Филермскую икону Богородицы написал в 46-м году от Рождества Христова святой апостол и евангелист Лука для христиан своего родного города Антиохии. Оттуда она попала в Иерусалим и пробыла там 400 лет.

В 460 году греческая Императрица Евдокия, совершая паломничество на Святую Землю, перевезла икону в Константинополь.

Вскоре иоанниты (рыцарский монашеский Орден католической церкви) привезли образ на остров Родос, на гору Филермо, по названию которой она и стала именоваться. Этот остров в то время славился тем, что являлся одной из конечных остановок на пути паломников в Иерусалим. А вооружённые рыцари защищали его от шедших в Святую Землю иноверцев. Среди защитников острова и паломников были и рыцари-госпитальеры. С историей этого Ордена напрямую связана судьба Филермской иконы: благодаря заступничеству Божией Матери госпитальеры успешно защищали остров Родос от многочисленных турецких нападений. На острове Родосе чудотворный образ находился вплоть до 1523 года.

В 1522 году турецкий султан Сулейман Великолепный отправился в поход на Родос. После шести месяцев осады огромная армада турок, прибывшая на более чем 400 судах, захватила город, а рыцарям пришлось сдаться. Поражённый храбростью госпитальеров, турецкий султан разрешил им взять с собой в изгнание любые ценные вещи. Рыцари, не долго думая, взяли только святыни: Филермскую икону Богоматери, Десницу Иоанна Крестителя и частицу Древа Животворящего Креста Господня. Так чудотворная икона оказалась в изгнании и отправилась в восьмилетнее средиземноморское путешествие.

В 1523-1527 гг. она находилась в Италии, в Виттербо, в церкви святых Фаустина и Джовиты, а в 1527-1530 гг. во Франции, на Вилле Франка в Ницце.

В 1530 году испанский король Карл V предложил изгнанным рыцарям поселиться на острове Мальта, который в то время был независимой территорией. Посланцы рыцарей, побывав здесь и исследовав скалистый остров без всякой растительности, но с прекрасной бухтой для порта, в 1530 году решили временно остановиться здесь. Сначала икона находилась в церкви Сан-Лоренцо на окраине города Биргу, затем в Валетте: в церкви святой Марии Победительницы и в 1578-1798 гг. в кафедральном соборе Сан-Джованни.

После захвата Наполеоном в 1798 году Мальты, все драгоценности из дворцов и церквей пошли на финансирование похода Наполеона в Египет. Добычей стали и драгоценные камни с оклада Филермской иконы Богоматери. Тогда Великий магистр Ордена Фердинанд фон Хомпеш, лишившийся своего титула и всего своего богатства, униженный и оскорблённый, покинул Мальту в 1798 году, увезя с собой Филермскую икону вместе с частицей Древа Животворящего Креста Господня и Десницей Иоанна Крестителя. Спустя месяц он прибыл в Триест, откуда святыни переправил в Петербург, в Гатчину. И с этого момента начинается российская история чудотворной Филермской иконы Богоматери.

12 октября 1799 года в Гатчине, в 40 км от Петербурга святыни были вручены Императору Павлу I, согласившему стать покровителем Мальтийского Ордена. Так реликвии остались в России, они считались личным подарком Павлу I и являлись достоянием и собственностью Царской семьи. В составленном позже, в 1859 году, списке церковных шкатулок, дароносиц и других предметов, которые находились в Большой дворцовой церкви и в Малой церкви Зимнего дворца, дано детальное описание нового оклада иконы. Кроме 270 бриллиантов в украшении его были рубины, бирюза.

После убийства Императора Павла I в 1801 году реликвии перенесли в Санкт-Петербург и поместили в Зимнем дворце, в соборе Нерукотворного Спаса - домовом храме Царской семьи.

После революции 1917 года и суровой расправы с Царской семьёй, видя, что наступают лихие времена, церковные люди решили тайно спрятать и сохранить эти три реликвии. Сначала их хранили в Большом Кремлёвском дворце, затем в Архангельском соборе московского кремля, затем укрывали в Гатчине, а потом отправили через Эстонию в Данию, в Копенгаген, к Марии Фёдоровне, вдове Александра III и матери Императора Николая II, которая была к тому времени последней миропомазанной Императрицей царствовавшей династии. Там икона находилась с 1919 по 1928 гг. Перед смертью Мария Фёдоровна выразила желание передать икону югославской королевской династии Карагеоргиевичей. После кончины Императрицы в 1928 году дочери её, великие княгини Ксения и Ольга передали святыню главе Зарубежной Русской Церкви Митрополиту Антонию (Храповицкому). Вскоре образ был доставлен в Германию, в Русский православный собор, в котором святыня находилась в 1928 - 1929 году. Епископ Тихон, окормлявший православную паству Берлина, 16 апреля 1932 года официально передал Филермскую икону и две другие святыни в присутствии четырёх свидетелей в дар сербской королевской династии. Так Филермская икона оказалась в Белграде. Перед отъездом династии Карагеоргиевичей из страны в 1941 году святыни были переданы на хранение в монастырь Острог (Черногория), в котором находились до 1952 года. С 1952 по 1978 год икона хранилась в Подгорице в сейфе Министерства иностранных дел, а затем в Государственном музее г. Цетиньи. В 1978 году Десница Иоанна Крестителя и частица Древа Животворящего Креста Господня были перенесены в Цетиньский монастырь, в котором хранятся и по сей день, а Филермская икона Богородицы в настоящее время находится в часовне Народного музея Черногории (г. Цетинья).

Длительный и долгий путь от Иерусалима до Цетиньи прошла всемирно известная и чудотворная Филермская икона Божией Матери. Икона, которая хранит память о всей христианской мировой истории, множестве исторических событий и человеческих судеб.

 

Черногория

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы