Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Сентябрь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

За веру и Отечество

Виктор Григорьевич Миронов

Протоиерей Андрей Малов

Помощь духовенства народу и войску на протяжении многовековой истории России была огромна. Жертвы, освящённые духовной властью, легче переносились верующими в тяжёлое военное время

Cвященники и архиереи, иноки своим служением Богу и русскому народу участвовали во всех битвах за Отечество: и в Ледовом побоище, и Куликовской битве, и в Отечественную войну 1812 года, и в Великую Отечественную войну.

Вопрос об узаконивании служения в войсках священников был решён Петром I в артикуле воинском от 26 апреля 1715 года. По морскому уставу 1720 года на корабли назначались иеромонахи (позднее - корабельные священники). В 1722 году Синоду было предписано составить штаты приходского духовенства. Заштатных и вдовых священников взять на военную службу. В Российской армии стали служить представители белого и черного духовенства в качестве полковых и судовых священников.

Полковой священник старался облегчить привыкание к армейской службе рекрутов, оторванных от семей, от крестьянского труда, призванных служить на 25 лет.

В своих проповедях, на исповедях, в беседах с рекрутами они говорили, что защищать Отечество значит служить Богу. Объясняли, что война с захватчиками, нападающими на нашу Родину - это битва за веру православную, что русский воин во все века, идя на бой, не боялся умереть "за веру, Царя и Отечество".

Полковым священникам приходилось отпевать и хоронить русских воинов, умерших от ран, болезней, погибших на поле брани.

Влияние их на солдат и офицеров было велико. Они приучали свою паству к порядку, опрятности, послушанию, правдивости, честности. Объясняли, что такое подвиг во славу русского оружия и Отчизны. Они учили свою паству христианской жизни в армейских условиях, являя личные примеры трудолюбия и преодоления любых трудностей. Стараниями священников в полку, на судне создавались приходы-общины, клиросные хоры.

Полковое священство было со своей паствой и в боевых условиях. Во время Русско-турецкой войны при штурме Измаила 11 декабря 1790 года одна из колонн была отбита обороняющимися турками. Произошла заминка. Тогда полковой священник повёл колонну на штурм с высоко поднятым напрестольным крестом. Солдаты и офицеры преодолели стены и начали биться в городе. Штурм завершился победой. К сожалению, история не сохранила фамилию этого героя.

Награждение духовенства светскими орденами и медалями ввёл Император Павел.

Огромна роль духовенства в патриотическом подъёме периода Отечественной войны 1812 года. В то время как неприятель всё ближе подходил к Москве, именно в храмах звучали проповеди, призывающие народ к партизанскому сопротивлению. При этом священники не только призывали, но и организовывали отпор захватчикам в тылу наполеоновских войск. Так, 5 сентября 1812 года небольшой отряд французских кирасир был отбит от с. Любень Мосольского уезда дворовыми людьми под началом протоиерея Якова Чистякова.

Причетники и семинаристы шли в ополчение. Ополченцы принимали присягу во время Торжественного молебна под церковными хоругвями. На головных уборах ополченцы-ратники носили кресты с девизом "За веру и Царя".

Отец Василий Васильковский был назначен священником 19-го Егерского полка. Через полгода службы командир полка Т.Д. Загорский характеризует его как человека порядочного, рассудительного, прекрасно владеющего искусством красноречия, знающего математику, физику, географию и историю, владеющего иностранными языками. Наполеоновское нашествие отец Василий встретил, служа в 19-м Егерском полку. 12 октября полк принял участие в сражении за Малоярославец. Отец Василий Васильковский, находясь впереди стрелков с наперстным крестом в руке, воодушевлял идущих в атаку егерей. Был ранен в голову, но продолжал биться. Затем пуля попала в крест, который он держал в руке, и отбила ему мизинец. За этот бой Его Императорское Величество Александр I по представлению генерал-фельдмаршала Голенищева-Кутузова, князя Смоленского, всемилостивейше пожаловал священнику Васильковскому орден св. великомученика и Победоносца Георгия. Отец Василий стал первым Георгиевским кавалером из священнослужителей.

В этом же бою принял смерть как воин полковой священник 6-го Егерского полка Иванов. На теле героя было 19 штыковых ран, от которых он скончался.

В Отечественной войне 1812 года наградами были отмечены 244 священника.

Вот ещё несколько примеров беззаветного служения и выполнения своего долга полковыми священниками. Из Бухарского и Кокандского ханства постоянно происходили набеги на окраины России, в полон уводили русских, обращая их в рабство. Началось покорение Заилинского края Семиречья в Средней Азии (1839-1877 гг.). В 1864 году в ночь с 14 на 15 июля была предпринята атака на крепость Ташкент. После бомбардировки городских стен в 2 часа ночи генерал Черняев начал штурм. Войска ворвались в город, брали одно укрепление за другим. Наконец цитадель была взята колоннами подполковника Жемчужникова и майора де Кроа, но выбить из укрытия неприятельских стрелков было крайне трудно. Тогда военный священник протоиерей Андрей Малов высоко поднял крест и с криком: "Братцы, за мной!" выбежал за ворота. За ним последовали солдаты, которые сломили сопротивление противника. Ташкент был взят.

При покорении Бухарского ханства в 1865 году 18 мая генерал Романовский начал штурм крепости Ходжент. Колонна капитана Михайловского и ротмистра Баранова с помощью штурмовых лестниц полезла на стены. Первой поднялась рота поручика Шорохова, несмотря на град пуль, картечи, камней и бросаемых со стен брёвен, спустилась со стен, разбила ворота и начала движение по улицам города, и снова, как и при штурме Ташкента, впереди штурмовой колонны с крестом в руках был протоиерей Андрей Евграфович Малов.

Полковые и судовые священники участвовали со своими частями во всех военных кампаниях, выпавших на долю России, участвовали в Первой Мировой войне.

После революции вместо полковых священников в армии были комиссары, политруки. В 1941 году гитлеровская Германия напала на Советский Союз. 22 июня 1941 года митрополит Московский и Коломенский Сергий (Старгородский) выступил с проповедью перед собравшимися верующими. Призвал народ забыть все обиды и горести, нанесённые властью, и встать на защиту Родины; он объявил войну 1941 года войной Отечественной. Верующие и священнослужители пошли в армию, вступали в народное ополчение, воевали в партизанских отрядах.

На деньги православных была построена танковая колонна и авиационная эскадрилья. Тогда власти ввели правительственные награды святых Александра Невского и Богдана Хмельницкого. Орден "Славы" был трёх степеней и имел Георгиевскую ленточку. Народ воспринимал его как Георгиевский крест.

За помощь Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне правительство временно изменило своё отношение к Церкви. С приходом к власти Хрущёва гонения на Православие возобновились, церкви разрушались, священников снова арестовывали.

В 1990 году дети и внуки тех, кто разваливал Россию, разрушили и Советский Союз, разрушили армию, развязали войну в Чечне. Для того, чтобы как-то приостановить развал армии, Православная Церковь предложила возродить институт армейских священников.

Сотрудник Московской Патриархии отец Михаил первым среди православных священников окончил факультет переподготовки и повышения квалификации Генерального штаба ВС РФ по специальности "Командно-штабная оперативно-стратегическая подготовка". На его боевом счету 32 командировки в "горячие точки" и 22 прыжка с парашютом. Его назначали главным священником ВДВ. В армии уже работают внештатно 2 тыс. священников, не получая за свою службу от Министерства обороны ни копейки. И результаты их работы заметны. Многие солдаты крестились в армии, впервые узнали о вере своих предков.

В Чечне погибло 4 священника, а там помощь духовенства была особенно нужна. Не оставил свою паству и мученическую смерть принял настоятель грозненского храма - священнослужитель отец Анатолий Чистоусов. Мужество и самоотверженность отличают духовных пастырей и воинов - православных священников. А религиозность русского солдата всегда имела огромное благодатное значение в деле служения Отчизне.

Армии нужны полковые священники.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы