Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Июнь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

Вопрос о главном, о первой заповеди, на которой - весь закон и пророки: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим, всею крепостию твоей". Это "всё", если воспринять его буквально, - не слишком ли высокое требование? Возможно ли исполнить эту заповедь? Не звучит ли она мечтательно-утопически? Потому что, в конце концов, человек - это только человек, и ни к чему преувеличивать его способности. Не было ли бы мудрее, разумнее, правдивее сказать, например, так: "Возлюби Бога и ближнего твоего насколько тебе возможно, в той мере, какая есть у тебя". Старайся, как говорится, предпочесть в твоей жизни лучшее худшему. Бог знает, насколько человек ограничен, слаб, шаток. Кто может знать лучше человека, чем Бог? Почему же Он требует от нас то, что превосходит наши возможности? И многое подобное в Евангелии я не могу понять. Почему же все говорят, что христианство - это, прежде всего, разумная религия?

Елена Швецова, г. Углич

Очень хороший вопрос. Так, наверное, думают про себя многие. И многие готовы вслух согласиться с Вами, не колеблясь. Но что делать? Таковы слова Священного Писания. Они нам не принадлежат. Никто не может изменить их или приспособить к своему пониманию: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим, всею крепостию твоей". Вот что сказано нам!

Тем, кто ищет в Евангелии изречений разумных и укрепляющих нас в наших представлениях о добре и правде, есть от чего прийти в замешательство и смутиться. Что значит, например, такое утверждение в Нагорной проповеди Спасителя: "Блаженны нищие" (Лк. 6, 20)? Вся человеческая мудрость никогда не переставала возвещать противоположное. Для чего надо давать первое место последним, утверждать, что блудницы идут впереди многих праведников в Царство Божие? Следует ли, в самом деле, став взрослым, ради угождения Богу учиться простоте и беззаботности детей? Что может быть абсурднее утверждения: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее" (Лк. 17, 33)? И, наконец, что может быть более непонятного и соблазнительного, чем смерть на Кресте за спасение мира?

Для рассудительного ума всё это - чистое безумие. Да, следует это признать: христианство не есть разумная религия. Мы не хотим сказать этим, что она - против разума. Но что она способна удивить, то есть смутить наш ум, который она превосходит. Но не есть ли это свидетельство того, что религия, открываемая нам, исходит не от людей? Неслучайно многие великие учёные и философы, уверовавшие во Христа Бога, повторяли эту простую мысль: "Очевидным доказательством того, что Христос не может быть придуман никаким самым гениальным умом, является то, что Он, будучи бесконечно трезвым и здравым во всём, не подчиняется никакой общепринятой упорядоченности разума". Люди не могли бы придумать такого Бога, если бы они старались осуществить это по своему мерилу. Они создали бы Его согласно своей человеческой, разумной ограниченности.

Достаточно познакомиться поближе с языческими религиями, чтобы в этом убедиться. Достаточно перечитать мудрецов древности, чтобы увидеть, сколько в усилиях человеческого ума, не опирающегося на Откровение, содержится одновременно замечательного и ограниченного, истинного и ложного. Но оттого, что евангельское благовестие идёт от Бога, нормально, что оно приводит нас в замешательство, ставит нас на краю и даже за пределами нашей ограниченности, которую мы и в воображении нашем никогда не смогли бы преодолеть. Религия, которая только по-человечески разумна и в которой ничто не отделяет нас от наших текущих человеческих перспектив, априорно вызывает подозрение. Бог есть Бог, и "Его мысли - не наши мысли". То, что кажется безумием для нас, для Него - мудрость. "Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом", - говорит апостол Павел. Это безумие Божие - явление Его всепревосходящей любви. Всесовершенный Бог пришёл к нам, чтобы принять на Себя всю ограниченность и изуродованность нашего существования. Если что-то в христианстве недоступно нашему разуму, то это оттого, что атмосфера, в которой Христос призывает нас жить, есть атмосфера любви. Если мы безумны в глазах мира, то это от нашей приобщённости Христовой крестной любви. Любовь к Богу всем сердцем возможна только по дару Христа - как и исполнение всех остальных заповедей.

 

Дорогой отец Александр! У меня вопрос о спасении. Одни говорят, что в Откровении названо некое число спасающихся, на самом деле - очень небольшое. Но апостол Павел пишет: "Бог хочет всем человекам спастись и в познание истины придти". И некоторые святые отцы, такие, как святитель Григорий Нисский, высказывают мнение, что все, даже те, кто находится в аду (для них он будет очистительным огнём), спасутся. Кто прав?

А. Кудрявцев, г. Псков

Мнение святителя Григория Нисского хотя и не осуждено Церковью, тем не менее не является общепринятым учением. Святые отцы, такие, как преподобный Силуан Афонский, обращают, прежде всего, внимание на тайну богоподобной свободы человека. Всегда, в самый последний момент, кто-то может сказать: "А я не хочу". Есть в Евангелии рассказ о том, как некто приступает ко Господу с очень похожим вопросом: "Господи! неужели мало спасающихся?" Может быть, это был очередной вопрос-ловушка. Если Христос скажет, что спасающихся много, Его можно будет обвинить в снисходительном отношении ко греху. Если скажет, что мало, значит, Его учение о Боге немилосердно. А может быть, это был род отвлечённого богословствования. Многие слишком интересуются, кто спасётся, а кто нет, вместо того, чтобы задуматься, что они должны делать, чтобы спастись.

А может быть, и то, что у кого-то просто вырвалось невольное изумление. Видя, как строг закон Христовой любви и в каком ужасном состоянии находится мир, сопоставив всё это, кто-то воскликнул: "Как мало спасающихся!" У нас есть основания удивляться, что столь немногие из тех, к кому обращено слово спасения, воспринимают его как поистине спасительное слово. И, может быть, кто-то с отчаянием спросил: "Если так мало спасающихся, то что тогда? На что такие, как я, могут рассчитывать?"

Спаситель не даёт прямого ответа. Ибо Он пришёл для того, чтобы пробудить совесть каждого человека, а не для того, чтобы удовлетворить чьё-то любопытство. Господь ясно показывает, в каком направлении следует идти. "Подвизайтесь войти сквозь тесные врата", - говорит Он. И это относится не только к тому, кто вопрошает Его, но ко всем. Приложите все усилия. Всякий, кто хочет спастись, должен помнить, что узок путь, ведущий в жизнь, и от нас требуется строгое самоограничение. Кто хочет войти сквозь тесные врата, должен подвизаться ради этого. Причина, по которой многие лишаются благодати, - расслабленность и лень. Недостаточно желать вечного блаженства, высоко ценить святость и даже предпринимать кое-какие усилия для достижения их. Требуется решимость, по слову преподобного Серафима Саровского, без которой наша вера может стать теплохладной и вялой.

Мы должны помнить о приближающемся дне разделения и о том, какой суд будет изнесён о нас, когда "хозяин дома встанет и затворит двери". Сейчас двери открыты для всех желающих. Но придёт время, когда они затворятся. И только те, кто внутри, останутся внутри, а те, кто вовне, останутся вовне. Двери милосердия и благодати были долго открыты для всех. Но те, кто не захотел пройти через них, надеясь на собственные заслуги, увидят, что им нет пути в Царство. Оказывается, можно дойти до самых врат небес - и стоять вне и стучать, как если бы это был наш собственный дом, говоря: "Господи, отвори нам!"

Какие же у них основания для этой уверенности? Послушайте, о чём они говорят: "Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты". Они слушали Евангелие и, может быть, причащались Святых Христовых Таин, и неужели Он не спасёт их? Но Господь скажет: "Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды". Господь знает тех, кто Его, а тех, кто не Его, Он не знает. В том их гибель, что они имели только вид благочестия и в одежде воинов Христовых служили диаволу. Как страшно будет их наказание! "Там будет плач и скрежет зубов" - предел горя и отчаяния. "Соедините тысячу геен, - говорит святой Иоанн Златоуст, - это ничто по сравнению с лишением благодати Христовой". Они будут извергнуты вон, как не имеющие части с Господом. Одно зрение славы святых будет для них непрестанным мучением.

В Царстве Божием будут неожиданности. Те, кто занимает очень важное место в этом мире, могут оказаться на весьма скромном - в будущем. Небесные оценки отличаются от земных. Первые на земле могут явиться последними на небе, и последние - те, кто научился смирению, будут первыми. По тому, что говорит здесь Христос, можно подумать, что немногие спасаются. Но нет, проповедь о Христе Распятом и Воскресшем не была напрасной. Великое множество праведников, подвизавшихся во все времена и во всех народах, "придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием".

 

Меня беспокоит неадекватная оценка многими служителями Церкви того, что происходит сегодня. При этом они любят к месту и не к месту подчёркивать, что Христос - это только любовь и милосердие. Поразительно, что и те, кто не имеет никакого отношения к Церкви и кто создаёт сегодня атмосферу нравственного распада у нас в стране, при малейшем их обличении торопятся сказать то же самое. Какое поругание Христовой любви! Как будто Бог благословляет это небывалое торжество зла и несправедливости!

К.Н. Сухов, г. Ростов

Господь обещает горе процветающим грешникам. Это - несчастные люди, хотя мир завидует им. Вместо вечного благословения, открываемого в заповедях блаженства, их ждёт только горе и горе. Лучшей иллюстрацией этого могла бы быть притча о богаче и Лазаре. Горе вам, богатые, надеющиеся на своё богатство. "Горе вам, ибо вы уже получили свое утешение" - в том, в чём вы полагали своё счастье. Вы получили здесь на земле те блага, которые, по вашему разумению, являются лучшими. Горе вам, говорящие себе: "ешь, пей, веселись, душа, - ибо много у тебя богатства на многие годы". В безумии своём вы ищете утешение для души, как если бы она была вся только телом, а утешения от Бога, о которых свидетельствуют святые, - для вас как бы ничто. Горе вам, пресыщенные ныне, - имеющие, как вам мнится, всё, что душа желает, и более того. Вы преисполнены собой, вам не нужен Христос Бог. Горе вам, ибо взалчете, когда скоро будете лишены всего земного и встанете обнажёнными пред Богом. Горе вам, смеющиеся ныне, - среди своих иродовых пиров, среди крови и слёз миллионов нищих, сирот и вдов. Недолгим будет ваш смех, скоро вы восплачете и возрыдаете. Горе и вам, служители Божии, - те, о которых все будут говорить хорошо, ибо для вас важнее всего людские похвалы и одобрение. Горе вам, ибо это будет плохим знаком для вас, свидетельством, что вы не сохранили верности оказанного вам Богом доверия заботиться о душах человеческих, которые Христос приобрёл Своею кровью. Ваше служение - в предупреждении об опасностях, угрожающих вечной гибелью многих. А вы уподобляетесь тем лжепророкам, о которых за то, что они льстили сильным мира сего, ходящим путями нечестия, все говорили хорошо.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы