† 22 июня 1427 год - 580 лет со дня преставления преподобного Кирилла Белозерского
860 лет Вологде - 1147 год
670 лет со дня рождения преподобного Кирилла Белозерского - 1337 год
610 лет назад основан Кирилло-Белозерский монастырь - 1397 год
"Ударят в колокола на Белом озере - до Москвы звон доносится", - так неспроста говорилось
в народе. Более восьми веков эта связь нерасторжима и благодатна
Знать, по какому-то наитию или Божиему провидению основатель Москвы Юрий Долгорукий закладывает Переславль-Залесский
на дороге, ведущей к Вологде и дальше - к Белому морю, нашему первому "окну в Европу". А в 1154 году основывает
город севернее Москвы и называет его Дмитров - в честь родившегося сына.
Вообще, если глянуть на север по московской долготе, то поражаешься: какие города и веси точнёхонько
лежат по ней - Дмитров, Талдом, Белый Городок на Волге (тоже Юрий Долгорукий основал), Кашин - святой
княгини Анны Кашинской, Красный Холм и место битвы на реке Сить, где окончательно победила Орда; Весьегонск,
Суда, Белозерск - форпост на Белом озере, которое "прикупил" ещё собиратель земель Иван Калита.
Ведь это же не просто географическая, а историческая и торговая дорога Московского государства на Русский
Север. И особенное значение на святой Руси имело духовное освоение этих необозримых пространств, где родилась
крестьянская мечта о Беловодье. Один из первых писателей-паломников по монастырям от Троице-Сергиевой
обители до вологодских краёв А.Н. Муравьёв писал так: "Преподобный Сергий стоит во главе всех на южном
краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников, а преподобный Кирилл, на другом её краю,
приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мережи даже на Белое
море и на острова Соловецкие". Какой размах и загляд, какая истовая вера русского человека!
Преподобный и светоносный Кирилл - имя это значит "солнце" (перевод с перс.) - родился в Москве в 1337
году, при крещении был наречён Козьмой. Принадлежа к высшему московскому классу, он состоял на должности
казначея у своего родственника Тимофея Вельяминова, окольничьего великого князя Дмитрия Донского. Уже
в почтенном возрасте ушёл в Симонов монастырь, потом стал его настоятелем. Видя, что монастырское рвение
ослабло, он ушёл в монастырь Рождества "Старое Симоново" (близ Симонова) и начал безмолвствовать. Здесь-то
и услышал он ночью голос: "Кирилл, иди на Белоозеро, и там найдёшь добрый покой". При этом на севере воссиял
свет, который всегда звал русских людей осваивать новые суровые земли.
Вскоре после этой удивительной ночи в Симонов монастырь вернулся другой монах - Ферапонт, совершавший
по указу архимандрита хозяйственную поездку на Север. Кирилл подробно расспросил Ферапонта о неведомом
крае, особенно интересовало его, есть ли на Белоозере места, пригодные для пустынножительства. Ферапонт
не только подтвердил, что таких мест достаточно, но и согласился сопутствовать Кириллу, поскольку тоже
хотел уйти подальше от московской суеты.
Шестидесятилетние старцы, умудрённые духовным и жизненным опытом, пустились в дальний и трудный путь
к заповеданным местам, где довелось свершить им великие иноческие подвиги. По преданию, место для своего
монастыря Кирилл увидел, когда поднялся вместе с Ферапонтом на гору Мауру. На её вершине по сей день лежит
камень, который, по легенде, хранит след ноги преподобного. Теперь это место паломничества и экскурсий
посетителей природного заповедника "Русский Север", недавно созданного в Кириллове.
Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу Сиверского озера. На склоне этого холма выкопали
землянку, в которой и прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушёл дальше на Север, где облюбовал
место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем и прославленного на весь мир фресками
Дионисия.
В тридцатилетнее игуменство преподобного Кирилла были заложены основы будущего хозяйственного развития
монастыря и его архитектуры. И сегодня архитектурный комплекс Кирилло-Белозерского монастыря является
величайшим национальным достоянием.
Уход Кирилла на Север не избавил подвижника от участия в мирских делах. По завещанию князя Дмитрия
Донского белозерские земли достались в удел его сыну Андрею Дмитриевичу, которому игумен адресовал своё
завещание с просьбой хранить веру и любовь к монастырю, поддерживать устав монастырской жизни, утверждённый
основателем. Писал преподобный Кирилл и к братьям Андрея - великому князю Василию и князю Юрию Звенигородскому.
В посланиях преподобный изложил свои представления о княжеской власти, о той ответственности, которую
налагает власть на правителя. Духовное влияние преподобного Кирилла и основанной им обители простиралось
далеко за пределы Белоозера. Непосредственно самим Кириллом были пострижены в монахи Савватий (основатель
знаменитого Соловецкого монастыря на Белом море) и Мартиниан (устроитель Ферапонтова монастыря, принявший
бразды правления обителью после отзыва прп. Ферапонта князем Можайским Андреем). Кирилл продолжал оказывать
огромное влияние на духовное преображение Русского Севера, не теряя связи с родной Московией. После преставления
преподобного Кирилла в 1427 году его обитель стала местом постижения многих заветов иноческого существования
и пострижения многих основателей северных монастырей: Нила Сорского, Корнилия Комельского, Александра
Ошевенского, Игнатия Ломского. Эти обители, о которых уже писал "Русский Дом", доныне хранят Русь православную.
Бурные события первой четверти XVII века не обошли монастырь стороной. После освобождения Москвы, изгнанные
из Кремля разрозненные отряды польских и литовских интервентов двинулись на Север, разоряя по пути города.
Под их натиском пали Вологда, Белозерск, Тотьма, Сольвычегодск. 20 августа 1612 года вражеские отряды
показались у стен Кирилло-Белозерского монастыря, но добычей их стали только продовольственные запасы
и скот. Сильному разорению подверглись многие монастырские вотчины и промысловые места. В декабре монастырь
дважды отбил хорошо организованные приступы, а выстрелом из пушки был убит руководивший осадой пан Песецкий.
Правительство не сумело помочь монастырю; организация обороны при многолетней осаде целиком легла на плечи
монастырской власти. Шесть лет неприятельской блокады до предела истощили монастырскую казну, погибла
треть защитников, а в целом население Белозерского края к 1617 году сократилось почти на 90 %.
До настоящего времени не получил должной оценки вклад Кирилло-Белозерского монастыря в историю русской
культуры. Особого разговора заслуживает богатейшая библиотека монастыря, в которой была особая должность
старца-хранителя.
Но ни мощные стены, ни признание духовной, просветительской роли Кирилло-Белозерской обители не смогли
уберечь её от сложных и болезненных преобразований, которые принёс XVIII век. Монастырь утратил оборонительное
значение, на многих строениях обветшали кровли, но государство денег уже не давало. В 1764 году, когда
Императрицей Екатериной II был издан указ о духовных штатах, только благодаря своей прошлой славе монастырь
получил содержание первоклассного монастыря, но его, конечно, не хватало на поддержание рушащихся строений.
В 1776 году подмонастырская слобода получила статус города, названного в честь основателя монастыря
Кирилловом. У монастырских стен до середины XX столетия шумели две ярмарки - Введенская (4 декабря) и
Кирилловская (22 июня, в день памяти преподобного Кирилла). Очаровательный городок до настоящего времени
сохранил планировку XVIII века. Утратив земельные владения и промыслы, монастырь лишился основных источников
доходов, отсутствие которых сложно было чем-либо восполнить. Большинство келий и служб пустовало, и монастырь
был вынужден сдавать их в аренду. Здесь снимали помещения городское казначейство и духовное училище, в
палатах и подклетах хранились соль, хлеб, вино. Позднее монастырь выделил помещение для городской тюрьмы.
Впервые я приехал в Кириллов сорок лет назад; уже тогда сохранившийся ансамбль, включающий 11 церквей
и грандиозные оборонительные стены, потрясал. Музей был создан сразу после Гражданской войны, в 1924 году,
а 10 лет назад он был включён в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. В 1998
году на части территории монастыря возобновилась иноческая жизнь.
Это живописное место на Сиверском озере могло бы стать истинным центром познавательного туризма и отдыха.
Увы, пока существует лишь одна гостиница "Русь", построенная в 1973 году. Во время моей последней январской
поездки в ней нашлось место лишь на сутки. И это зимой!
В администрации мне рассказали, что пробуют развивать сельский, частный туризм, но соглашаются поучаствовать
в программе единицы владельцев домов и подворий. Медленно мы всё-таки запрягаем. Или вот другой пример.
В начале ХХ века самым крупным предприятием был пивомедововаренный завод, владельцем которого был купец
И.З. Маркелов. Но пока кирилловского пива-мёда или монастырского кваса я в городе не встречал, хотя магазинов
со спиртным - завались.
Возвращался в Москву через Ферапонтово и Вологду. Осталось впечатление, что хуже всего к 860-летнему
юбилею подготовился областной центр. Рядом с Кремлём, перед храмом Софии и замечательным музеем - всё
разрыто, огорожено. Думал, к юбилею город готовится. Нет, общественность бьётся против решения администрации
выделить стройплощадку без разрешения археологов и проведения раскопок, в нарушение всех законов, прямо
в историческом центре города. Как такое варварство допускается в ХХI веке - уму непостижимо. Что будет
дальше? Неужели нас ничему не учит, не вдохновляет подвиг предков? Ведь преподобный Кирилл принадлежал
к подлинной, наследственной знати, а все силы положил на укрепление государства и окормление народа. Его
вёл свет Бога и свет Севера.