Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Июнь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Знамение

Светлана Сергеевна КЛИМОВА

Гуляя по центру Москвы в районе Моховой, можно увидеть, как из-за крыш факультета журналистики МГУ и старого здания библиотеки университета робко выглядывают купола старинного храма. Но если вы захотите подойти к нему ближе, то обнаружите, что сделать это не так просто: придётся кружить переулками и пробираться через новостройки. Если вам всё же удастся зайти на Шереметев двор, который ныне образуют ничем не примечательные неопределённого цвета невысокие дома советской постройки, вы наконец найдёте церковь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, и перед вами предстанет храм Божий, поблёкший, с пробелами в лепных украшениях, местами поросших мхом, с западной стороны сливающийся с пристроенным позже желтоватым мрачным зданием...

Самобытная история Шереметева двора началась в XVI веке со строительства на этом месте Опричного двора Царя Ивана Грозного. До недавнего времени об Опричном дворе в народе ходило много легенд; кто-то вообще не верил в его существование, а кто-то безуспешно искал здесь царские сокровища и библиотеку. После строительства в 1930-х годах в этом районе Московского метрополитена стало ясно, что Опричный двор здесь был: под верхним слоем почвы обнаружен слой белого песка, а в воспоминаниях немца-опричника Г. Штадена прямо сказано, что двор "ввиду сырости <...> был засыпан белым песком на локоть в вышину".

После вступления на престол Михаила Фёдоровича Романова значительная часть бывшего Опричного двора была отдана во владение дяде Царя, боярину Ивану Никитичу Романову. Именно по его приказу и была выстроена домовая церковь в честь иконы Знамения Божией Матери.

Главная святыня храма, икона Знамения Пресвятой Богородицы, в византийской традиции называется "Богоматерь Оранта" (от лат. orans - молящийся). Этот образ представляет Пречистую Деву с поднятыми и раскинутыми в стороны руками - жест заступнической молитвы. В кругу, на уровне груди Её, обычно изображается младенец Христос.

Своё русское название "Знамение" икона получила в XII веке, когда Её заступничеством Новгород был избавлен от нашествия врагов.

После смерти Ивана Никитича Романова двор на Воздвиженке вместе с церковью перешёл во владение Царя Алексея Михайловича, став "Государевым двором". Здесь разместились Оружейная палата и знаменитая в то время иконописная мастерская.

В конце своего правления Алексей Михайлович передал это владение семье Нарышкиных, и в нём дядя Петра I, Лев Кириллович Нарышкин, в 1691 году построил новый храм Знамения, ставший предположительно первым памятником "московского", или "нарышкинского", барокко. Для этого стиля характерно смешение русских и западноевропейских традиций искусства, сочетание красных кирпичных стен и белой лепной отделки, праздничный декор.

Внучка Льва Кирилловича, Екатерина Ивановна Нарышкина, вышла замуж за графа Кирилла Григорьевича Разумовского, последнего малороссийского гетмана, очень влиятельного в то время сановника, приближённого ко двору Императрицы Елизаветы. Он после смерти жены выстроил возле церкви Знамения уникальный по красоте дворец в стиле классицизма.

В конце жизни Разумовский продал дом своему дальнему родственнику, графу Н.П. Шереметеву, и двор стал называться "Шереметевым". Вскоре после этого граф Шереметев, сенатор и оберкамергер, женился на своей бывшей крепостной актрисе, певице Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой. Супруги отличались набожностью и благочестивой жизнью, построили "Странноприимный дом" (ныне Институт Скорой помощи им. Склифософского), вели благотворительную деятельность.

После пожара 1812 года церковь Знамения сильно пострадала, и сын Шереметева, Дмитрий Николаевич Шереметев, заново её отстроил, а престол освятил митрополит Филарет (Дроздов). Эту церковь мы и можем увидеть сейчас в Романовом переулке.

Затем особняк и церковь отошли Московской Государственной думе: храм стал приходским, а во дворце проводились заседания. После того как для Думы построили отдельное здание, здесь стали устраиваться собрания Охотничьего клуба, балы, маскарады, ставились любительские спектакли, актёры которых позже составили труппу Московского Художественного театра. На этой сцене публика увидела первые постановки К.С. Станиславского.

После революции, в 1929 году, церковь была закрыта, в ней и близлежащих помещениях организована столовая и распределитель дефицитных продуктов для партийной элиты. В алтаре находилась кухня, трубы которой выходили в окна храма и явились одной из причин разрушения стен. Один из куполов церкви был утрачен, кресты покосились, от колоколов остались лишь балки. Прекрасная роспись внутри храма была заменена "гигиенической" плиткой. Под куполом, в царской ложе - месте, где молились цари и князья, - будто в насмешку над святыней был организован красный уголок, "ленинская комната".

В здании дворца в советское время находились сначала Академия Генштаба, позже - Военный музей. В 1930 году вокруг церкви и дворца было выстроено угрюмое неприглядное здание - Центральная Кремлёвская больница. Основные её корпуса находятся теперь в Кунцево, но в доме на Воздвиженке по-прежнему размещается одно из отделений и поликлиника. И сам дворец по сей день оборудован под больницу, к нему пристроили новые корпуса, так что сейчас даже и не определишь, где заканчивается старое здание и начинаются новостройки.

Столовую закрыли лишь в начале 90-х, тогда же верующие попросили вернуть храм Церкви, однако потребовалось ещё 15 лет, чтобы осуществить это. Наконец 27 ноября 2005 года В.В. Путин в ответ на просьбу Патриарха Алексия II согласился вернуть церкви её прежний облик. 9 декабря 2006 года, накануне празднования иконы Божией Матери "Знамение", на купола были торжественно водружены кресты, выполненные в барочном стиле, воздушные, с затейливыми узорами. Один из них, центральный, - подлинный старинный крест, который изначально и возвышался над главным куполом, а другие три сделаны по его образцу. На следующий день после водружения крестов, в воскресение, в самый день праздника, в храме настоятель отец Михаил Гуляев служил первую за 77 лет литургию. Однако регулярные богослужения здесь до сих пор не возобновлены, предстоит ещё долгая и дорогостоящая реставрационная работа, достаточных средств на которую пока нет.

А реставрация и организация музея во дворце Шереметева, судя по всему, даже и не предполагается. Попасть сюда можно только через помещения Медицинского центра по специальным пропускам.

Бывший главный вход дворца ведёт в маленький сад, который когда-то выходил на Воздвиженку, а теперь стал внутренним двором больницы и заслонен от нас её серым корпусом. Там сохранилась сцена-эстрада, фонтан, небольшая беседка, несколько скамеек… Но гулять там позволено только больным и медперсоналу.

Что же мы видим, заходя на Шереметев двор, когда-то бывший центром общественной и культурной жизни, местом славы и величия царской России?.. Мрачные корпуса больницы и офисные здания окружили и закрыли собой дворец и древний полуразрушенный храм. Но всё же возвышаются над крышами и антеннами домов купола и кресты возрождаемого храма, пережившего и пожар 1812 года, и надругательства советской эпохи...

И хочется верить, что это знамение того, что никакие невзгоды и гонения не способны поколебать правду Господню.

Добровольное пожертвование на реставрацию храма:

Р/с 40703810097020000006 в Московском филиале ОАО АКБ "РОСБАНК",

г. Москва, БИК 044552272, к/с 30101810200000000272,ИНН 7704271200,

КПП 770401001.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы