Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Июнь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Молитвой и постом

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

4 июня -11 июля - Петров пост

Пост в честь первоверховных апостолов Петра и Павла - не такой строгий, как Великий пост. Тем не менее, как говорит преподобный Серафим Саровский, "все, что приняла святая Церковь, должно быть любезно сердцу христианина". Прославляя святых, мы прославляем Господа

Совершая пост в память их, мы постимся ради Господа. Однако Господь предостерегает нас от фарисейского отношения к предписаниям Церкви. Христос знает, что в Его учениках, и даёт им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: "Милости хочу, а не жертвы". И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

Чудесная премудрость Божия сохраняет труды поста и испытания для апостолов на те времена, когда они благодатью Христовой будут в достаточной мере уготованы для этого. Теперь они - сыны чертога брачного, когда Жених - с ними, и каждый день для них - радость и праздник. Но так не будет всегда. Придут дни, когда отнимется у них Жених. Когда Христос оставит их, и мир будет яриться враждой против них, сердца их исполнятся печалью, и они будут поститься в те дни.

Христос заранее видел Свой Крест. Но даже на пути ко Кресту Он знал радость, которую никто не может отнять, потому что это радость - присутствия Божия. И таким приобщением Христу должен быть наш пост. Обратим внимание, что не раз Господь уподобляет христианскую жизнь брачному пиру. Радость - первое свойство христианина. "Радуйтесь, - говорит апостол, - и снова говорю, радуйтесь". Слишком многие думают, что всё христианство заключается только в том, чтобы делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется.

Господь требует от каждого служения по его силам. Он не хочет "ни приставлять заплату к ветхой одежде, отодрав от новой одежды, ни вливать молодое вино в мехи ветхие". Он не налагает строгость и суровость правил на тех, кто только что пришел к Нему из мира, чтобы враг не искусил их желанием снова убежать в мир. Господь постепенно возводит нас от силы в силу, "и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: "старое лучше"" (Лк. 5, 39). Ученики могут быть искушаемы помыслами, что прежний образ их жизни лучше, пока постепенно не привыкнут к тому образу жизни, к которому призвал их Господь. Пока не будет дано им вкусить молодое вино благодати Духа Святого. Ученики Христовы должны будут иметь не только вид благочестия, но более всего - силу его.

Обратим также внимание, что протестанты и современные католики стараются найти в главе 5 Евангелия от Луки оправдание отмены поста, поскольку обязательного поста у них практически не существует. А о том, что Сам Христос, прежде выхода на служение спасения мира, постился сорок дней, дав нам образ истинной духовной жизни, странным образом забывают. Но всё, что совершил Христос, должна совершать и Церковь. Как совершали это святые первоверховные апостолы Петр и Павел, прежде чем они приобщились в полноте Страданий Христовых и Его Воскресению.

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. "Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом" (Мк. 9, 29). Как Сын Божий - Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. "Дух не подчиняется Кресту, - говорит преподобный Исаак Сирин, - пока тело не подчинится духу". В приобщении Кресту - истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его - величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром.

И мы должны задуматься также, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своём отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперёк горла. Эти два образа - приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие - говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворённостью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы