Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Июнь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Храм на реке Ноксе

Наталья Константиновна ПЕТРОВА

400 лет древнему православному приходу Татарстана

Самая старая прихожанка, 1912 года рождения, сказала батюшке: "Я в этой церкви крещёна, венчана и сейчас помирать не хочу, я ещё побелёную церкву увидеть хочу!" Дай-то Бог дожить!

С 1585 года в с. Богородском Татарстана на реке Ноксе возник скит Спасо-Преображенского мужского монастыря, основанного в Казанском кремле святителем Варсонофием.

По преданию, здесь побывал сам Царь Иоанн Васильевич Грозный, как раз накануне праздника Успения Божией Матери, и повелел воздвигнуть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, что и было исполнено в 1603 году. Храм и все монастырские строения были деревянными. Сюда приезжали старцы из Казанского монастыря, только два послушника жили здесь постоянно.

Первым священником в храме был крещёный татарский князь Исаак Исхаков. Крестил его сам святитель Гурий, он же и рукоположил во священника. Этот князь многих своих родственников и соплеменников обратил в христианство.

Из летописей следует, что вначале с. Богородское было немноголюдно, но вдруг к 1607 году посёлок "разросся в великое поселение и украсился церковью".

Существует предание, что такому расцвету села способствовало одно трагическое событие в истории России.

Как известно, в 1591 году в Угличе был злодейски убит сын Иоанна Васильевича Грозного - царевич Димитрий. Свидетели убийства ударили в набат, наехало много народу. Немало там было и жителей с. Богородское, что под Угличем. Был учинён самосуд над убийцами, поднялся бунт против Царя - Бориса Годунова.

Царь Борис прислал в Углич своих доверенных лиц для усмирения бунта. Многие из "бунтовщиков" были высланы за 10 вёрст от "новопросвещённого града Казани". Тогда-то, видимо, переселенцы, пострадавшие за правду и верность царевичу Димитрию, и построили на новом месте (возможно совместно с послушниками монастыря) новую деревянную церковь в 1607 году.

Этот храм многим душам помог спастись, а затем был разобран и подарен в бедное с. Биму, где простоял с 1883 г. до 80-х годов нашего века, т. е. ещё 100 лет! А в Богородском построили новую каменную просторную церковь.

После революции с храма в с. Богородском сорвали купола и кресты, сбросили колокола. Чтобы сбросить самый большой, пришлось проломить стену колокольни - такой он был огромный. Несколько прихожан попытались помешать вандалам: кого припугнули, кого побили. Как говорят старожилы, ни один из разрушавших храм не умер "по-человечески" - одних убили, другие сами на себя руки наложили, третьи пропали без вести. Лишь один, разрубивший большой церковный деревянный крест и сжёгший его в своей бане (жарче баня-де будет!) умер в своём доме, на своей кровати, но при этом так страшно кричал, что, как говорят, в соседнем селе было слышно.

В таком запустении и храм и родник при нём пребывали с 30-х годов до 90-х, почти 60 лет. А ведь были храмы, которые народ, обступив кольцом, не дал разрушить. Но как же мало было в России таких храмов, может, потому, что мало было заступников?

Но вот в 1995 году собрались чуть ли не все православные жители с. Богородское и с. Гильдеево (что рядом, через дорогу), да и попросили местный сельсовет отдать храм вновь открытому приходу, а заодно и землю церкви вернуть (а было у церкви аж 55 десятин земли, т. е. примерно 60 га). И сельсовет постановил: "Отдать здание церкви в с. Богородском в собственность религиозного общества с прилегающим земельным участком площадью в 20 гектаров". Вскоре приехал и священник.

Да вот беда - первое время ходили люди в церковь, а потом перестали. Мол, крестьянину в храм некогда ходить. А ведь у их предков-крестьян забот было не меньше, а пожалуй, что и побольше. Скотины держали много, а тракторов и прочей техники не было. И сеяли сами, и жали сами. Да ещё и холсты ткали, лапти плели, сани делали. А в церковь время всё же находили ходить и новые храмы строили. Не жалели люди времени на Божии дела, и Господь умудрял их так, что на всё их хватало. А мы по своей гордыне решили, что не Господь, а люди - хозяева своего времени, поэтому у большинства его ни на что и не хватает.

Кто-то из современных нам писателей сказал, что раньше, когда крестьянин на своём поле слышал колокольный звон, он распрямлялся, глядел на колокольню, кланялся и молился. И вот этот колокольный звон и эта молитва не давали ему стать тем, кем стали ныне большинство неверующих крестьян - рабами своих огородов, своих пагубных страстей.

Само словосочетание - неверующий крестьянин - дикость, потому что крестьянин - это христианин. Ныне прихожан в большинстве деревенских храмов мало. Где уж таким крестьянам храм восстанавливать! Они дать церкви ничего не могут. Даже до конца службы постоять в церковной благодати им тяжело. Как говорится в Священном Писании, "много званых, да мало избранных". Но, может, молитвами этих "избранных" да праведных предков крестьян и стоит до сих пор наш храм?

Одна такая "избранная" старушка после молебна подарила батюшке большую икону Богородицы - Казанскую. Икона на металле, внизу написан тропарь. Лик удивительный - такой нежный, ласковый. А нимб то ли гвоздём, то ли пулей в одном месте пробит. Эту икону спас из разорённого соседнего храма отец этой прихожанки. "Вот только боюсь, - сказала бабушка, - не обидится ли на меня Царица Небесная, что я Её отдаю, ведь почти вся жизнь моя перед Ней прошла?" "Да что ты? - удивился батюшка. - Икона-то храмовая! Она в Дом свой, в храм, возвращается. Не может быть, чтобы Царица Небесная из-за этого на тебя обиделась". Сел батюшка вместе с богородскими прихожанками в машину, одной из прихожанок, той, что сидела на переднем сиденье, икону на колени поставили. На подъезде к храму остановил батюшка машину и скомандовал: "Вылезайте!" "Да ты что, батюшка! Такой мороз! Вечереет, а до храма ещё не доехали", - зароптали старушки. А батюшка опять им: "Выходите! Вон нам утешение какое Господь послал!" Вышли, смотрят, а над храмом - небывалая радуга! Февраль, мороз, вечер, а она стоит, сияет такими чудными красками, каких они и не видывали. А посередине радуги - храм Богородский! Так и въехали в неё, точно в ворота.

Через несколько лет зимой в стужу заметили, что по лику "Казанской" текут капли, сначала подумали, что это вода, а потом поняли, что в храме минусовая температура и вода бы замерзла. Икона мироточит.

В селе осталось всё по-старому. Батюшка один бегает, достаёт кое-какие стройматериалы, несколько бабушек помогают, да много ли они могут помочь? Рамы вставил батюшка в окна, двери, колокола вешал на Пас- ху - всё сам, никто не помогал.

Люди в храм почти не ходят, и денег нет, а ведь у священника - дети, их и кормить, и одевать надо.

Как-то на литургии в храме во время каждения заметил, что среди местных прихожан находится ещё довольно молодой мужчина, не местный, с виду интеллигентный, одет хорошо. Стоит, а по щекам слёзы текут. Батюшка решил, что если достоит этот человек до конца службы, надо будет подойти, узнать, может, помочь ему, может, случилось у него что-то. Неизвестный мужчина до конца службы достоял, а потом поведал батюшке такую историю: "Несколько лет назад я сильно заболел, пробовал лечиться разными способами. Ничего не помогало. Назначили мне операцию. На операционном столе я пережил клиническую смерть. В момент смерти из своего тела, словно из старого пиджака, "вышел". Кто-то взял меня под руку, и мы с ним пролетели сквозь потолок, как будто его совсем не было. Потом куда-то дальше в темноте полетели. Потом помню, что увидел яркий свет, помню очень яркую зелёную траву, ни разу такой не видел. По этой траве навстречу мне шла Женщина", - тут незнакомец повернулся, показал на икону Богородицы "Казанская": - Вот на Неё очень похожа. Эта женщина мне показала ваш храм. Сказала: "Найди этот храм, скажи - пусть его не бросают, он Мне нужен! Недалеко от храма есть древний, забытый людьми, святой ключ. Он по грехам людским спрятан. Пусть найдут. Он в дальнейшем принесёт многим людям исцеление и радость". Я много уже сельских храмов объездил - все не те, а ваш, как увидел, сразу узнал, и даже вот не выдержал, заплакал".

Узнав об этом, батюшка решил найти родник. Расспросил прихожан. Несколько старожилов вспомнили, что был в окрестностях села древний святой ключ, бил большой струёй, ходили к нему люди за исцелением души и тела. Но после того как порушили церковь, разломали все часовни и кресты, даже те, что были на древнем кладбище вокруг церкви, - перестали люди ходить к роднику.

Батюшка попросил, чтобы его проводили к тому месту, где когда-то был родник. Приходит, смотрит - недалеко от берега реки Ноксы чуть-чуть сочится вода, как ручей по земле тихо стелется. Точно спрятался святой источник. Поставили у истока освящённый крест, отслужили с прихожанами водосвятный молебен, - и буквально через месяц ключ уже бил струёй, даже пришлось обрезок трубы вставить, чтобы русло родника направить. А уж какая в нём вкусная вода целебная! Один раз какой-то неверующий сломал крест, вода опять стала иссякать, и вкус её стал портиться. А у него вскоре дом сгорел. Пошли немногие прихожане во главе со священником крестным ходом на родник, опять восстановили крест, отслужили молебен, пуще прежнего забил родник, опять стала в нём вкусной вода.

А недавно, перед Пасхой, стал батюшка передвигать внизу колокольни доски, вдруг видит: со стены на него смотрит лик святого батюшки Серафима Саровского.

Значит, всё-таки не забыл о нас Господь! И надеется пастырь со своим "малым стадом", что придёт помощь их храму, что пошлёт Господь людей с отзывчивым сердцем и помогут они в восстановлении одного из старейших наших приходов.

Реквизиты храма: Банк "Татарстан" СБ РФ, Высокогорского ОСБ

4655/0258, отд. № 4655, № 40703810062160101003, БИК 049205603,

к/с 30101810600000000603, ИНН 1633003233.

Адрес: 422774, Республика Татарстан, Пестречинский р-н, с. Богородское. Настоятелю храма Успения Божией Матери иерею Игорю Петрущенкову. (8432) 722-842, (8432) 986-396.

 

Республика Татарстан, Пестречинский р-н, с. Богородское

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы