400 лет древнему православному приходу Татарстана
Самая старая прихожанка, 1912 года рождения, сказала батюшке: "Я в этой церкви крещёна,
венчана и сейчас помирать не хочу, я ещё побелёную церкву увидеть хочу!" Дай-то Бог дожить!
С 1585 года в с. Богородском Татарстана на реке Ноксе возник скит Спасо-Преображенского мужского монастыря,
основанного в Казанском кремле святителем Варсонофием.
По преданию, здесь побывал сам Царь Иоанн Васильевич Грозный, как раз накануне праздника Успения Божией
Матери, и повелел воздвигнуть храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, что и было исполнено в 1603 году.
Храм и все монастырские строения были деревянными. Сюда приезжали старцы из Казанского монастыря, только
два послушника жили здесь постоянно.
Первым священником в храме был крещёный татарский князь Исаак Исхаков. Крестил его сам святитель Гурий,
он же и рукоположил во священника. Этот князь многих своих родственников и соплеменников обратил в христианство.
Из летописей следует, что вначале с. Богородское было немноголюдно, но вдруг к 1607 году посёлок "разросся
в великое поселение и украсился церковью".
Существует предание, что такому расцвету села способствовало одно трагическое событие в истории России.
Как известно, в 1591 году в Угличе был злодейски убит сын Иоанна Васильевича Грозного - царевич Димитрий.
Свидетели убийства ударили в набат, наехало много народу. Немало там было и жителей с. Богородское, что
под Угличем. Был учинён самосуд над убийцами, поднялся бунт против Царя - Бориса Годунова.
Царь Борис прислал в Углич своих доверенных лиц для усмирения бунта. Многие из "бунтовщиков" были высланы
за 10 вёрст от "новопросвещённого града Казани". Тогда-то, видимо, переселенцы, пострадавшие за правду
и верность царевичу Димитрию, и построили на новом месте (возможно совместно с послушниками монастыря)
новую деревянную церковь в 1607 году.
Этот храм многим душам помог спастись, а затем был разобран и подарен в бедное с. Биму, где простоял
с 1883 г. до 80-х годов нашего века, т. е. ещё 100 лет! А в Богородском построили новую каменную просторную
церковь.
После революции с храма в с. Богородском сорвали купола и кресты, сбросили колокола. Чтобы сбросить
самый большой, пришлось проломить стену колокольни - такой он был огромный. Несколько прихожан попытались
помешать вандалам: кого припугнули, кого побили. Как говорят старожилы, ни один из разрушавших храм не
умер "по-человечески" - одних убили, другие сами на себя руки наложили, третьи пропали без вести. Лишь
один, разрубивший большой церковный деревянный крест и сжёгший его в своей бане (жарче баня-де будет!)
умер в своём доме, на своей кровати, но при этом так страшно кричал, что, как говорят, в соседнем селе
было слышно.
В таком запустении и храм и родник при нём пребывали с 30-х годов до 90-х, почти 60 лет. А ведь были
храмы, которые народ, обступив кольцом, не дал разрушить. Но как же мало было в России таких храмов, может,
потому, что мало было заступников?
Но вот в 1995 году собрались чуть ли не все православные жители с. Богородское и с. Гильдеево (что
рядом, через дорогу), да и попросили местный сельсовет отдать храм вновь открытому приходу, а заодно и
землю церкви вернуть (а было у церкви аж 55 десятин земли, т. е. примерно 60 га). И сельсовет постановил:
"Отдать здание церкви в с. Богородском в собственность религиозного общества с прилегающим земельным участком
площадью в 20 гектаров". Вскоре приехал и священник.
Да вот беда - первое время ходили люди в церковь, а потом перестали. Мол, крестьянину в храм некогда
ходить. А ведь у их предков-крестьян забот было не меньше, а пожалуй, что и побольше. Скотины держали
много, а тракторов и прочей техники не было. И сеяли сами, и жали сами. Да ещё и холсты ткали, лапти плели,
сани делали. А в церковь время всё же находили ходить и новые храмы строили. Не жалели люди времени на
Божии дела, и Господь умудрял их так, что на всё их хватало. А мы по своей гордыне решили, что не Господь,
а люди - хозяева своего времени, поэтому у большинства его ни на что и не хватает.
Кто-то из современных нам писателей сказал, что раньше, когда крестьянин на своём поле слышал колокольный
звон, он распрямлялся, глядел на колокольню, кланялся и молился. И вот этот колокольный звон и эта молитва
не давали ему стать тем, кем стали ныне большинство неверующих крестьян - рабами своих огородов, своих
пагубных страстей.
Само словосочетание - неверующий крестьянин - дикость, потому что крестьянин - это христианин. Ныне
прихожан в большинстве деревенских храмов мало. Где уж таким крестьянам храм восстанавливать! Они дать
церкви ничего не могут. Даже до конца службы постоять в церковной благодати им тяжело. Как говорится в
Священном Писании, "много званых, да мало избранных". Но, может, молитвами этих "избранных" да праведных
предков крестьян и стоит до сих пор наш храм?
Одна такая "избранная" старушка после молебна подарила батюшке большую икону Богородицы - Казанскую.
Икона на металле, внизу написан тропарь. Лик удивительный - такой нежный, ласковый. А нимб то ли гвоздём,
то ли пулей в одном месте пробит. Эту икону спас из разорённого соседнего храма отец этой прихожанки.
"Вот только боюсь, - сказала бабушка, - не обидится ли на меня Царица Небесная, что я Её отдаю, ведь почти
вся жизнь моя перед Ней прошла?" "Да что ты? - удивился батюшка. - Икона-то храмовая! Она в Дом свой,
в храм, возвращается. Не может быть, чтобы Царица Небесная из-за этого на тебя обиделась". Сел батюшка
вместе с богородскими прихожанками в машину, одной из прихожанок, той, что сидела на переднем сиденье,
икону на колени поставили. На подъезде к храму остановил батюшка машину и скомандовал: "Вылезайте!" "Да
ты что, батюшка! Такой мороз! Вечереет, а до храма ещё не доехали", - зароптали старушки. А батюшка опять
им: "Выходите! Вон нам утешение какое Господь послал!" Вышли, смотрят, а над храмом - небывалая радуга!
Февраль, мороз, вечер, а она стоит, сияет такими чудными красками, каких они и не видывали. А посередине
радуги - храм Богородский! Так и въехали в неё, точно в ворота.
Через несколько лет зимой в стужу заметили, что по лику "Казанской" текут капли, сначала подумали,
что это вода, а потом поняли, что в храме минусовая температура и вода бы замерзла. Икона мироточит.
В селе осталось всё по-старому. Батюшка один бегает, достаёт кое-какие стройматериалы, несколько бабушек
помогают, да много ли они могут помочь? Рамы вставил батюшка в окна, двери, колокола вешал на Пас- ху
- всё сам, никто не помогал.
Люди в храм почти не ходят, и денег нет, а ведь у священника - дети, их и кормить, и одевать надо.
Как-то на литургии в храме во время каждения заметил, что среди местных прихожан находится ещё довольно
молодой мужчина, не местный, с виду интеллигентный, одет хорошо. Стоит, а по щекам слёзы текут. Батюшка
решил, что если достоит этот человек до конца службы, надо будет подойти, узнать, может, помочь ему, может,
случилось у него что-то. Неизвестный мужчина до конца службы достоял, а потом поведал батюшке такую историю:
"Несколько лет назад я сильно заболел, пробовал лечиться разными способами. Ничего не помогало. Назначили
мне операцию. На операционном столе я пережил клиническую смерть. В момент смерти из своего тела, словно
из старого пиджака, "вышел". Кто-то взял меня под руку, и мы с ним пролетели сквозь потолок, как будто
его совсем не было. Потом куда-то дальше в темноте полетели. Потом помню, что увидел яркий свет, помню
очень яркую зелёную траву, ни разу такой не видел. По этой траве навстречу мне шла Женщина", - тут незнакомец
повернулся, показал на икону Богородицы "Казанская": - Вот на Неё очень похожа. Эта женщина мне показала
ваш храм. Сказала: "Найди этот храм, скажи - пусть его не бросают, он Мне нужен! Недалеко от храма есть
древний, забытый людьми, святой ключ. Он по грехам людским спрятан. Пусть найдут. Он в дальнейшем принесёт
многим людям исцеление и радость". Я много уже сельских храмов объездил - все не те, а ваш, как увидел,
сразу узнал, и даже вот не выдержал, заплакал".
Узнав об этом, батюшка решил найти родник. Расспросил прихожан. Несколько старожилов вспомнили, что
был в окрестностях села древний святой ключ, бил большой струёй, ходили к нему люди за исцелением души
и тела. Но после того как порушили церковь, разломали все часовни и кресты, даже те, что были на древнем
кладбище вокруг церкви, - перестали люди ходить к роднику.
Батюшка попросил, чтобы его проводили к тому месту, где когда-то был родник. Приходит, смотрит - недалеко
от берега реки Ноксы чуть-чуть сочится вода, как ручей по земле тихо стелется. Точно спрятался святой
источник. Поставили у истока освящённый крест, отслужили с прихожанами водосвятный молебен, - и буквально
через месяц ключ уже бил струёй, даже пришлось обрезок трубы вставить, чтобы русло родника направить.
А уж какая в нём вкусная вода целебная! Один раз какой-то неверующий сломал крест, вода опять стала иссякать,
и вкус её стал портиться. А у него вскоре дом сгорел. Пошли немногие прихожане во главе со священником
крестным ходом на родник, опять восстановили крест, отслужили молебен, пуще прежнего забил родник, опять
стала в нём вкусной вода.
А недавно, перед Пасхой, стал батюшка передвигать внизу колокольни доски, вдруг видит: со стены на
него смотрит лик святого батюшки Серафима Саровского.
Значит, всё-таки не забыл о нас Господь! И надеется пастырь со своим "малым стадом", что придёт помощь
их храму, что пошлёт Господь людей с отзывчивым сердцем и помогут они в восстановлении одного из старейших
наших приходов.
Реквизиты храма: Банк "Татарстан" СБ РФ, Высокогорского ОСБ
4655/0258, отд. № 4655, № 40703810062160101003, БИК 049205603,
к/с 30101810600000000603, ИНН 1633003233.
Адрес: 422774, Республика Татарстан, Пестречинский р-н, с. Богородское. Настоятелю храма
Успения Божией Матери иерею Игорю Петрущенкову. (8432) 722-842, (8432) 986-396.
Республика Татарстан, Пестречинский р-н,
с. Богородское