Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Июнь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Оплот Православного единства

Александр Александрович МОСКАЛЁВ

Памятник свв. равноапостольным
Кириллу и Мефодию в Мукачеве

Весенний острейший политический кризис на Украине ещё раз показал, как расколота эта якобы "незалэжная" страна с границами, не выстраданными исторически, а подаренными ей советской властью. Самостийность становится прямым путём к федерации и, может быть, утрате некоторых территорий

Мы в России привыкли считать, что на Украине чем западнее, тем больше национализма, сильнее тяга к самостийности, к вхождению в ЕС и в НАТО и прочее… В реальности же на самом западе Украины - в Закарпатской области - идёт борьба карпаторусского народа за свою национально-религиозную самобытность. Карпатороссы, русины, являющиеся, по сути, ветвью русского народа, так же, как и украинцы, впрочем, составляют около 700 тыс. человек, то есть две трети населения Закарпатской области. Против карпатороссов выступает проамериканский "украинский" национализм. "Оранжевая" Украина не признаёт закарпатских русинов как нацию, хотя они признаны таковой во всем мире (включая Россию).

В самое смутное время агонии Февральской буржуазной революции, накануне революции Октябрьской социалистической Центральная рада Украины, руководствуясь решениями I Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов о праве наций на самоопределение, провозгласила автономию Украины. Впереди Украину ждали установление советской власти в ноябре 1939 года с присоединением Западной Украины, и в августе 1940 года, с вхождением в СССР некоторых уездов Бессарабии и Северной Буковины, установилась, наконец, западная граница Украины. Да и то не полностью: Подкарпатская Русь, населённая русинами, венграми и украинцами, входила ещё с 1918 года в состав Чехословакии.

Кафедральный собор в г. Ужгород

Интересно, что в Скрентоне на заседании Угрорусских Народных рад 12 ноября 1918 года было принято решение о присоединении Подкарпатья к ЧСР и проведении среди русинов плебисцита по этому поводу (на американский континент на переломе столетий эмигрировала почти половина коренного населения края - около 430 тыс. чел.). Проведённый референдум показал следующие результаты: 67 % опрошенных высказались за вхождение края в состав ЧСР; почти 28 % - за присоединение к Украине; 2 % - за полную независимость; 1 % - за соединение с Галичиной; остальные пожелали остаться в составе Венгрии или присоединиться к России. Здесь наиболее показательно то, что за вхождение в состав соседней яро националистической Галиции высказался всего 1 %! Среди нынешних русинов этот показатель, по-моему, остался неизменным.

В соответствии с "Правительственной статистикой 1921 г." население Подкарпатской Руси в то время составляло 600 697 человек, из них 373 234 - русины и 102 998 - мадьяры (венгры). Куда же девались (по официальной статистике) русины сегодня?

Русины. Мукачево-Ужгород

В Мукачеве я зашел в Русинский дом. Ладислав Васильевич Лецович, председатель общины русинов в Мукачеве, считает, что русинский язык вообще ближе к русскому, чем к украинскому, и убеждён, что при переписи были искажены цифры, которые свидетельствуют, что здесь проживает всего 10 тыс. русинов: "Просто записывали всех украинцами, как при Сталине".

Предки русинов, так называемые "белые хорваты", приняли христианство, вероятнее всего, ещё во время миссионерской поездки равноапостольных Кирилла и Мефодия в Великоморавское княжество. Множество местных храмов посвящено здесь именно им, а Грушевский монастырь близ Мукачева считает их своими основателями.

Русины изначально были православными (Сербского и Константинопольского патриархатов), но Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую (греко-католическую) церковь после принятия 24 апреля 1646 года Ужгородской унии. Русины подверглись ассимиляции, но их потомки, утрачивая родной язык, сохраняли веру отцов. В условиях демократического Чехословацкого государства часть верующих русинов, принадлежащих к греко-католикам, стала возвращаться к православной вере.

Русины гордятся тем, что внесли свой вклад в культуру России. Русинами были Игорь Грабарь - российский живописец и искусствовед, народный художник СССР; Василий Кукольник - физик, юрист, агроном, работавший в России, первый директор Нежинской гимназии высших наук князя Безбородко, в которой воспитывался Николай Васильевич Гоголь; Нестор Кукольник - русский писатель первой половины XIX века, сын Василия Кукольника, один из соавторов либретто оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин").

Еще 18 ноября 1944 года в Мукачеве состоялся православный съезд. Его делегатами были 23 православных священника, известные учёные и общественные деятели - Георгий Геровский и Пётр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину. Участвующие в работе съезда православные священники подписали петицию, в которой просили Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Синодом Сербской Православной Церкви и каноническим путём оформить переход Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской патриархии. Более того, православный съезд принял решение направить свою представительскую делегацию в Москву и донести правительству СССР решение собрания о вхождении Подкарпатской Руси как автономной единицы в состав Российской Федерации. После победы России в Великой Отечественной войне и вхождения Закарпатья в 1946 году в состав советской Украины ускорился процесс перехода русинов в Православие. Ныне более 60 % их являются православными, а 35 % - греко-католиками.

Отец Димитрий Сидор -
настоятель Крестовоздвиженского
собора в Ужгороде

 

В Закарпатье сегодня около 600 православных храмов и 30 монастырей, в самом Ужгороде - 10 храмов и монастырь. Могучая сила! Убеждённым борцом с национализмом за восточное славянское единство выступает о. Димитрий Сидор - член Союза журналистов, настоятель Крестовоздвиженского собора в Ужгороде. Собор, построенный по проекту отца Димитрия, есть православная твердыня в Закарпатье, форпосте Православия в окружении преимущественно католических стран и областей Украины. Он представляет собой величественный комплекс из нижнего (зимнего) и достраивающегося верхнего храмов.

В разговоре отец Димитрий напомнил, что в 1991 году русины проявили солидарность со всей украинской нацией, когда 90 % закарпатцев проголосовали за независимость Украины в надежде на то, что власти прислушаются к голосу представителей малого народа и предоставят русинам автономию в составе Украинского государства, а также дадут им возможность развивать свой язык и культуру. Однако все попытки русинов получить автономию официальный Киев игнорировал. И лишь в предвыборной программе блока Наталии Витренко "Народная оппозиция" появился пункт о предоставлении автономии Закарпатью. Отец Димитрий подарил Наталии Витренко составленую им "Грамматику русинского языка с Евангелием от Матфея".

На одной из встреч о. Димитрию был задан такой вопрос:

- Ряд украинских политологов в последнее время активно обсуждает идею федерализации Украины, а некоторые региональные общественные деятели, например в Крыму, видят в этом путь к обретению территориальной самостоятельности. Как рассматривают эту проблему в Закарпатье?

- К сепаратизму я отношусь отрицательно, потому что ни России, ни Европе, ни Белоруссии, ни Турции не нужно новое расчленение Украины. В Закарпатье сепаратизма нет. Войдя в 1946 году в состав Украины, русины Закарпатья поняли, что через Украину лежит их путь к единству со всем восточнославянским миром. Отделение от Украины для нас чревато тем, что нас поглотит какая-нибудь другая европейская страна. Мы рассматриваем другой вариант. К федерализации Украины мы готовы давно. В Закарпатье условий для автономии и самоуправления существует гораздо больше, чем в любом другом регионе Украины. Необходимо провести референдум по вопросу автономии Закарпатской области, чтобы потом никто не мог обвинить нас в сепаратизме.

Во время бурных весенних событий о. Димитрий рассказал по телефону, что состоялось решение облсовета признать русинскую национальность Закарпатья: "По закону о местном самоуправлении никто - ни президент, ни Верховная рада - не смогут это решение отменить. Если такие попытки будут, то в Закарпатье возможно повторение подобия "косовского варианта" развития событий, и произойдёт это, я подчеркиваю, только по вине властей Украины, которые ведут себя как татаро-монголы. Если Европа пойдёт на признание независимости Косово, то тем самым она подаст пример и Закарпатью. Юридически мы будем иметь право на самоопределение, но я всё же надеюсь, что до этого крайнего варианта развития событий дело не дойдёт. Небольшая группа украинских националистов разыгрывает сейчас за деньги, а не за идеалы истерию вокруг идеи федерализации Украины, в том смысле, что федеративное устройство приведёт к развалу страны. Хочу на это заметить, что здоровая семья не разваливается".

Ныне же продолжается борьба за национально-культурную автономию, в которой русины хотят опереться на неуклюжую в своей политике Россию. Группа русинских и русских писателей подала коллективное заявление о вхождении в состав Союза писателей России, разработала свой устав и ждёт положительного решения. В работе ХI Всемирного русского народного собора приняла участие представительная делегация с Украины. Именно по её настоянию в соборное слово было добавлено два дипломатично сформулированных положения: "Выражаем озабоченность положением русского языка на Украине, где его пространство сокращается вопреки воле граждан… Мы убеждены, что государство и общество должны создать максимально благоприятные условия для деятельности Русской Православной Церкви на всей её канонической территории".

Закарпатье - православная земля, и роль Русской Православной Церкви, славянской культуры здесь огромна.

 

Западная Украина

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы