Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов



Январь 2007

Содержание номера       Главная страница номера

Неискоренимый талант

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

И.И. Голиков. Автопортрет

  120 лет со дня рождения Ивана Ивановича Голикова 6 января 1887 года

Иван Иванович Голиков, выдающийся потомственный иконописец села Палех, основатель и корифей современной палехской росписи, в которой причудливо соединились приёмы иконописи и народной буколической живописи

Искусство Палеха свидетельствует о неистребимой душе народа, о неискоренимости таланта самородков. После разорения ордой Батыя крупнейших городов - православных культурных центров - Владимира, Суздаля, Ростова Великого множество мастеров рассеялось по менее разорённым краям. Среди бежавших в глухие окраинные леса было немало искусных ремесленников, иконописцев, талантливых обитателей городских посадов. Они, видимо, и заронили в лесных поселениях Палеха, Холуя, Мстеры зёрна великой умелости, которые живой эстафетой поколений донесли до XX века отблески древнерусской художественной культуры.

С веками в этих местах не гасло, а росло искусство крестьян-изографов. Наиболее талантливые представители всех поколений умельцев-палешан, черпая из кладезя великих предшественников и современников, постепенно выработали свою самобытную палехскую манеру иконописи. Мастерство их широко признавалось в России. Артели церковной росписи из Палеха работали в Московском Кремле, расписывали храмы по всей Волге, добирались и до западных пределов страны - в Псков, Карелию, в православные храмы Прибалтики, Польши и Финляндии. Однако в конце XIX - начале XX века необходимость конкуренции с дешёвыми изделиями фабричного толка приводит к упрощению и даже упадку крестьянского иконописного искусства. Производство иконы было раздроблено на мелкие "мануфактурные" операции. Сфера творчества резко сузилась.

Новый удар по Палеху нанесли годы революции и гражданской войны с их воинствующим богоборчеством и деятельностью неистового пролеткульта. Редким могучим талантам - таким, как палешанина Дмитрия Корина, удалось найти своё место в высокой живописи, сохранить несгибаемый русский дух. Казалось бы, всё - палехское самобытное искусство погибло. Но талант народа - неисчерпаем и неубиваем. Стараниями энтузиастов-палешан, при активной поддержке А.М. Горького, искусствоведа А.В. Бакушинского, молодого писателя Е.Ф. Вихрева древнерусская живопись Палеха дала неожиданный животворный росток. В декабре 1924 года группа бывших иконописцев основала здесь знаменитую Артель древней живописи, положившую начало звонкому, как былинное слово, и прекрасному в сиянии немеркнущих красок искусству лаковой миниатюры. Чтобы не погубить великий художественный промысел, Ивану Голикову пришлось публично заявлять и доказывать личным творчеством: "Палешане не только одних святых писать могут". Среди его "Троек", "Битв" и "Праздников" нет двух схожих композиций. Каждодневное творчество в новых исторических условиях продолжалось. Шкатулки, ларцы, броши, пластины на папье-маше, написанные темперными красками с их необычным решением композиций на исторические, литературные, фольклорно-песенные темы, очень скоро стали известны не только в России, но и во всём мире. При этом важно видеть и знать, что подлинная палехская шкатулка - не просто одно из ярчайших проявлений народного представления о красоте, но и хранительница многовековой традиции древнерусского изобразительного искусства. Палехские художники сумели плодотворно использовать многовековые традиции иконописи и фрески для исторических, литературных и сказочных сюжетов не только в области лаковой миниатюры, но и для росписи зданий, в сценографии, наконец, - для оформления и иллюстрирования книг.

Именно на книжном поприще дал блестящий образец применения возможностей палехской традиции Иван Голиков, который создал подлинный шедевр в оформлении издания "Слово о полку Игореве" ("Академия", 1934). Сначала предполагалось привлечь к подготовке издания нескольких палехских художников, но затем по инициативе Горького, ценившего редкостные таланты, было решено поручить оформление всей книги, начиная с переплёта, одному Голикову. Работа его над книгой продолжалась с 1932 по 1933год. Иллюстрации зрелого мастера представляют собой своеобразное сочетание традиций древнерусских миниатюр и палехской живописи. При этом в построении шедевров нашла отражение и традиция житийных икон, в которых на среднике даётся изображение святого крупным планом, а в клеймах (картинках, окружающих средник) - эпизоды из жизни святого. У Голикова на переднем плане крупно даётся изображение главного действующего лица, а события, связанные с этим персонажем, иллюстрируются небольшими картинками на втором плане.

Прекрасное издание "Слово о полку Игореве" в переводах А. Мусина-Пушкина, В. Жуковского, А. Майкова, И. Новикова, А. Югова, Н. Заболоцкого, Л. Дмитриева, Д. Лихачёва, О. Творогова, Н. Рыленкова было повторено в 1975 году издательством "Современник", а к фолианту прилагалась вторая книга - уменьшенное факсимильное воспроизведение издания 1934 года с иллюстрациями Ивана Голикова. Наконец, в ленинградском издательстве "Аврора" в 1984 году вышло "Слово о полку Игореве". Текст и иллюстрации нарисованы палехским художником Иваном Голиковым (факсимильное воспроизведение)". Так значилось в выходных данных. С тех пор повторения сплава древнерусского и палехского творений, по сведениям автора, не наблюдалось. Где, к слову, теперь и могучее русское издательство "Современник"? Что происходит с искусством Палеха, которое сбилось на индивидуальные заказы и ширпотреб, принялось дробиться на новые, порой иногородние артели умельцев-рыночников? Впрочем, эта тема - удушение народных промыслов чистоганом и вседозволенностью - требует особого разговора. А в этом номере журнала мы хотели напомнить о юбилее русского самородка Ивана Голикова, который при поддержке подвижников и мудрых людей в труднейшие годы доказал, что живые традиции можно сберечь, а свой неподкупный талант обратить на благо народа, на духоподъёмные свершения, на украшение повседневности.

--------

Автор рисунков, представленных в статье, И.И. Голиков

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы