Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

 Сейчас много говорят, и справедливо, о миссионерстве как главной задаче Церкви. В самом деле, что нас ждёт в ближайшем будущем? Из этих 60 или 70 процентов, причисляющих себя, согласно опросам, к православным, лишь незначительная часть на самом деле воцерковлена. Хорошо, что в 4 областях будут преподавать "Основы православной культуры". Но ведь это капля в море! Понимаем ли мы, что живём в стране, где миллионы беспризорных, неграмотных детей, где почти столько же малолетних алкоголиков и наркоманов, которые становятся добычей растлителей? При этом в руках наших врагов телевидение, власть, деньги, оружие. Как тут не вспомнить слова Христа: "Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силён ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире".

Э. В. Волохов, г. Москва

Во-первых, лучше хоть что-то дать умирающему от голода, чем не дать ничего. Во-вторых, стоит ради спасения только одного человека, душа которого дороже всего мира, не пожалеть никаких трудов, никаких сил. И, наконец, в просвещении народа должны участвовать не только миссионерские отделы при епархиях, не только священники и преподаватели "Основ православной культуры", а все христиане, каждый православный. Подлинное миссионерство, по слову преподобного Серафима Саровского, заключается, прежде всего, в том, чтобы мы, сколь бы мало нас ни было - должны стать настоящими христианами. А Господь говорит, что христиане - это соль земли, без которой жизнь теряет вкус и смысл, и начинает распадаться.

Разумеется, Церковь должна использовать все возможности, все средства для достижения самой великой на земле цели - спасения не знающих Бога людей. Но слова преподобного Серафима - "спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся" - должны стать для нас главным руководством к действию. Путь к спасению других - наше следование за Христом. Остановимся подробнее на этом моменте. Какими силами думаем мы победить наших врагов, какими средствами строить будущее Церкви в этом мире?

Кто хочет следовать за Христом, должен отдавать себе отчёт, что это будет означать. Два Евангельских примера, приведённые Вами, ясно показывают, о чём идёт речь. Намерение построить башню предполагает наличие денег для покрытия затрат. Объявление войны требует войска, достаточного для её ведения. В обоих случаях важно заранее оценить свои возможности. Недостаточно внезапно загореться, или захотеть получить желаемое во что бы то ни стало. Необходимо исчислить, настолько ли ты богат, чтобы позволить себе такое строительство, настолько ли силён, чтобы рисковать, ввергая себя в авантюру войны.

Господь приводит эти два примера, говоря о выборе, который должен сделать тот, кто хочет стать Его учеником. "Так всякий из вас, - говорит Он, - кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником". Однако эти сравнения с ученичеством не следует воспринимать буквально - из-за одного очень важного пункта. В случае строителя башни или царя, готовящегося к войне, необходимо точное исчисление имеющихся средств - будь то деньги или военная мощь. В случае ученичества Христова - речь идёт не о том, чтобы собрать все имеющиеся средства - силу, таланты, деньги, лучшие человеческие качества, но, напротив, о том, чтобы всё оставить, всего отвергнуться, совлечься всего. И Господь даже говорит, что наш выбор может быть только таким - всё или ничего. "Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником".

Поистине, Царство Христово требует послушания законам и требованиям, которые обыкновенно противоположны тому, чем живёт мир. В этом мире чем больше показывает кто-то силы и смелости, чем более впечатляющи средства, которыми он располагает, тем больше шансов имеет он на успех. В жизни учеников Христовых действует противоположный закон. Чем меньше человек имеет, чем больше он отдаёт и оставляет, чем больше делится с другими, чем больше достигает нищеты, тем большую он открывает возможность Божественной благодати соделать его новым творением.

У меня вопрос о Евангельской притче о нечестном управителе (Лк. 16, 1-9). Зная, что его уволят, он рассуждает: "Что мне делать? Копать не могу, просить стыжусь". Но внезапно его "осенило". Далее я цитирую Евангельский текст: "И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят". (На современном языке это называется "подлог документов"). "И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители".

Как это понимать? Его увольняют за бесчестное управление, но когда он увеличивает свою вину, его за это хвалят. Особенно "замечательно" это звучит применительно к сегодняшней российской действительности. Употребляя эту "мудрость", можно купить любые права, дипломы, удостоверения, откупиться от тюрьмы, приобрести лицензию на продажу фальшивых лекарств, "приватизировать" за копейки национальное достояние великой страны. А уж о "богатстве неправедном" так называемых новых русских и говорить нечего.

Действительно, Евангелие, как Вы говорите, всегда - самая современная книга. Одно только неясно - почему мы должны учиться у этих нелюдей, причём ради Царства Небесного?

А. Пузанов, г. Раменское

Вор есть вор. "Ни воры, ни лихоимцы, ни хищники Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6, 10). И, разумеется, не может быть и речи об оправдании зла Высшей Правдой. Всё Евангелие есть не что иное, как непрестанное обличение всякого зла. Выявление тьмы светом.

Но смысл Евангелия глубже, чем просто обличение зла в мире. Эта притча представляет сынов человеческих как управителей земных владений в этом мире. Чем бы мы ни обладали - это собственность Божия, мы только пользуемся ею. Нам показана нечестность управителя. Он расточил имение своего господина, и был обвинён за это. А разве мы не склонны к такой же растрате? Разве мы употребили доверенное нам Богом должным образом? Чтобы не оказаться нам осуждёнными Богом, мы должны осудить себя. "Что это я слышу о тебе?" - спрашивает с тревогой господин. Он опечален, что ему приходится разочароваться в своем управителе. Но управитель не может отрицать этого, и потому должен дать отчёт и в скором времени оставить место.

Помним ли мы, что и нам предстоит скоро оставить своё служение в этом мире? Смерть придёт и освободит нас от управления, другие придут на наше место. Это увольнение будет справедливым, мы его заслужим, потому что расточили Господне имение. И когда наше управление будет отнято от нас, мы должны будем дать в нем отчёт нашему Господу.

"Что мне делать?" - размышляет управитель в притче. Об этом надо было размышлять раньше, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Жизнь продолжается. Но на что он будет жить? Он знает, что у него уже нет сил, чтобы зарабатывать на жизнь трудом: "Копать не могу". А, может быть, дело не в том, что он не может, а что не хочет? Может быть, он просто ленив, или не навык к такой работе? Он понимает, что у него нет смирения, чтобы просить на хлеб у других. "Просить стыжусь". Гордость говорит в нём, хотя стыдиться надо не этого, а нечестного управления.

И вот, он решается войти в дружбу с должниками своего господина. Он списывает их долги наполовину, чтобы сделать их должниками ему. Мы видим, сколь ненадёжны наши земные владения, - и, может быть, особенно у тех, кто больше всех имеет их. И какое предательство обнаруживается даже среди тех, кому много доверия.

За что же господин (но не Господь!) похвалил управителя неверного? Конечно же, не за неверность, а за то, что тот мудро поступил с точки зрения мира сего по отношению к себе. "Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". О, если бы мы так же заботились о своей душе и вечности, как они - о своей земной выгоде! Если бы мы были столь же мудры в наших духовных делах, как они - в своих!

Не то, что сыны века сего являют подлинную мудрость. Нет, только в роде своём. В этом они мудрее нас. Так Богоизбранный народ Ветхого Завета получил от Бога великие дары, которые, по слову апостола Павла, "непреложны" - не отнимаются от него. И, употребляя их на земное, а не на небесное, говорит святой Иоанн Златоуст, они достигнут "в своём роде" необыкновенных успехов. Но чем больше успехи, тем большим будет их отвержение Богом.

"И Я говорю вам, - обращается к нам наш Господь, - приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители". Всё перевёрнуто и искривлено в этом мире, отпавшем от Бога. Но Господь выпрямляет всё. То, что мы имеем на земле, принадлежит Господу, но наш долг - служить этим богатством другим. Оно - неправедное, потому что само по себе не может дать никому подлинного счастья. Оно - обманчиво, потому что смерть полностью лишает его. Но когда вы обнищаете, те, кому вы служили им, будут ходатайствовать за вас пред Господом, чтобы приняли вас в вечные обители

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы