Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Сироты

Татьяна Викторовна РАБОТЯГОВА,
директор ГОУ "Шебекинская школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

 В системе образования России учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоят особняком. Конечно, обществу стыдно признать, что год от года растёт число таких детей в мирной стране. А у ребёнка-сироты, которого не взяли под опеку родственники (в большинстве случаев это бывает именно так), только два пути: жизнь в детском доме и обучение в близлежащей школе, где ему не очень рады, или жизнь и учёба в школе-интернате. Директор учреждений для сирот - это для детей и папа, и мама, и учитель, и воспитатель.

Два года назад я стала директором школы-интерната, в которой 142 ребёнка, только у 20 из них нет родителей, остальные - сироты при живых мамах и папах, лишённых родительских прав. Думаю, что проблемы, с которыми я столкнулась и решать которые мне приходится ежедневно, типичны для всех сиротских учреждений.

Дети большую часть времени проводят в одних и тех же стенах, с одними и теми же людьми. Это приводит к высокой эмоциональной напряжённости, ведь постоянное общение даже с самым интересным человеком через некоторое время утомляет и надоедает.

Угнетает и жизнь по режиму. Вы пробовали когда-нибудь изо дня в день жить по звонку? Наши дети так живут каждый день: подъём, зарядка, еда, выполнение домашних заданий, гигиенические процедуры, сон - всё по распорядку.

К тому же наши дети постоянно находятся в группе. Учимся - классом, в столовую - все вместе, спим в спальне по 4-8 человек, уроки делаем группой. Дети лишены возможности побыть наедине со своими мыслями. Может быть поэтому после интерната им так трудно жить самостоятельно, они "сбиваются" в группы, стараются жить вместе с кем-то из бывших одноклассников.

Надо учитывать и то, что все наши воспитанники имеют отрицательный опыт жизни с родителями: они видели их беспробудное пьянство, наркотические "ломки", драки. Некоторые испытали сексуальное насилие, бродяжничали и побирались.

Жизнь в детском доме или школе-интернате, где о ребёнке заботятся взрослые, где обязательно накормят и оденут, способствует формированию социального иждивенчества в характере ребёнка.

В нашем учреждении для сирот разработана и реализуется программа медико-социально-психологической и педагогической работы с воспитанниками, которая предполагает целенаправленную подготовку детей к самостоятельной жизни - профессиональной, семейной, общественной. Мы действуем совместно с городским центром занятости, спортивными школами, историко-художественным музеем, Тихвинским храмом. Это позволяет вывести детей за стены интерната, расширить круг их общения, ввести в него не только детей из городских школ, но и взрослых.

Однако уже в первый год работы по этой программе мы поняли, что выпускаем в самостоятельную жизнь теоретически готовых к ней, но духовно неокрепших детей, которые не могут противостоять соблазнам и порокам. Наш коллектив после долгих раздумий, взвешивания всех "за" и "против", пришёл к выводу, что только система православного воспитания несёт в себе те духовно-нравственные традиции, которых так не хватает нашим детям и обществу в целом.

Начали с малого: читали и обсуждали рассказы из детской Библии, приглашали преподавателей из Воскресной школы при Тихвинском храме. К нам часто приходил отец Димитрий, настоятель храма Космы и Дамиана, человек, готовый выслушать ребёнка, ответить на любые вопросы и дать совет. Тогда же наши дети начали ходить в храм - сначала как на экскурсию, позже - как прихожане. И многие из них изменились буквально на глазах.

Они стали несколько терпимее друг к другу и к взрослым, стали спокойнее воспринимать неизбежность проживания в интернате, в спальнях место плакатов с рок- и поп-звёздами заняли иконы и изображения храмов. Сегодня в храм ходят 30 человек в возрасте от 7 до 16 лет. А на утреннюю молитву собирается вся школа.

Занятия по основам православной культуры органично вошли в нашу воспитательную систему. На них мы говорим об истории Православия в России, читаем Жития святых, совершаем заочные путешествия по святым местам, изучаем традиции и уклад жизни русской семьи, произведения русских писателей. Очень благодарны Белгородской и Старооскольской епархиям за постоянное пополнение нашей православной детской библиотеки новыми книгами.

А как интересно у нас проходят праздники Рождества и Пасхи! Наш праздничный концерт смотрят взрослые и дети из воскресной школы, школ города и Дома престарелых. Так можно ли сомневаться в том, что нам в школах, особенно в школах-интернатах, необходимо воспитание в православных традициях? Нашим детям все жизненные проблемы придётся решать самостоятельно, опираясь только на свои силы и знания. Думаю, что православное воспитание станет той духовной опорой, которая поможет им прожить достойную жизнь.

р/с 40603810700002000007 РКЦ Шебекино, г. Шебекино Белгородской обл.,

БИК 041413000,

ИНН 3129004092,

КПП 312001001

 

г. Шебекино

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы