Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Сделай первый шаг

Александр Николаевич АНТОНОВ

  28 ноября - День матери

"Дети, - писал апостол Павел, - повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость". Действительно, ведь дети всем обязаны родителям, которые заботятся о них не только во младенчестве, но и тогда, когда они уже становятся взрослыми и самостоятельными людьми.

Обязанность почитать родителей сама по себе священна. Господь благоволил присоединить к ней обетование: "чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе" (Исх. 20.12). То есть, в очах Божиих обязанность почитания родителей настолько важна, что к её исполнению Господь побуждает детей обещанием благополучной и долгоденственной жизни.

Почтение к родителям, по словам святителя Тихона Задонского, более всего выражается в том, чтобы "любить их истинно чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними вставать и во всём преимущество им воздать; когда они говорят, не перебивать их в беседах, безрассудно не вмешиваться; никакое дело без их воли не начинать и ничего такого не делать, что могло бы повредить их чести и осрамить их".

"Мы всегда должны, говорит митрополит Московский Филарет, - питать в душе своей чувство уважения и почитания к родителям. Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с особами священными для нас. "Делом и словом чти отца твоего и матерь; да найдет ти благословение от них" (Сир. 3, 8), - поучает премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна; мы должны оказывать им всегда и во всём сыновье повиновение и всякое приказание их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и верностью".

"Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою - как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его" (Сир. 3, 1-7).

"Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится" (Притч. 23. 22).

То, что заповедь о почитании родителей является первой среди заповедей этических, указывает на её чрезвычайную важность и значимость. Общество может быть расколото и даже разрушено антагонизмом и враждой поколений. Эта заповедь свидетельствует о том, что тесная связь родов, отцов, сыновей не достигается автоматически, но требует духовного труда, воспитания.

К сожалению, в наше время мы видим мало примеров почитания родителей в семьях, гораздо чаще встречаются примеры взаимонепонимания отцов и детей, равнодушного безразличия. Часто самые близкие на свете люди становятся чужими друг другу.

Каждый из нас в ситуации, когда наши отношения с детьми или родителями далеки от идеальных, должен сделать первый шаг. Дети и родители должны стремиться к восстановлению в семье взаимного уважения, согласия и мира.

Даже те дети, которые убеждены, что они искренно и крепко любят своих родителей, часто их не слушают, грубят им, а значит - не почитают. В Ветхом Завете сказано прямо: "кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти". Мы знаем много примеров, когда Господь карал оскорбителей отца или матери. Надо помнить, какое это ужасное несчастие - навлечь на себя проклятие отца или матери.

"Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный" (Притч. 19, 26). Непочитание родителей, по учению Слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности и величайшее нравственное преступление.

Святой апостол Павел в первой главе "Послания к Римлянам" так показывает картину языческой развращённости: "Люди сделались дерзкими, надменными, тщеславными, изобретательными на зло, непослушными родителям" (Рим. 1, 30). О людях же последних времён он пишет: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра" (2 Тим. 3, 1-5).

Надо отметить, что в ветхозаветные времена непочитание родителей считалось тяжким преступлением. Даже языческий мир в своих законах определял великие наказания тем детям, которые тяжко оскорбляли своих родителей.

"Проклят злословящий отца своего или матерь свою" (Втор. 27, 16). "Проклят от Господа раздражающий мать свою" (Сир. 3, 16). "Кто ударит отца своего или матерь свою, того должно предать смерти... Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти" (Исх. 21; 15,17).

"Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших"; тогда "все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне убоятся" (Втор. 21, 18-21).

Поэтому создание семьи и продолжение рода - одна из главных задач каждого человека на земле. Дважды умирает тот, кто не смог оставить после себя потомков. Грехи такого человека никем не отмаливаются, за него некому помолиться.

Много вопросов вызывают слова Библии о Боге Ревнителе, карающем детей за грехи отцов до третьего, четвёртого и седьмого колена. Эти слова кажутся современному человеку отголосками примитивных представлений древних о родовом грехе и наказании.

Премудрый Соломон писал о нечестивых семьях: "Нечестивые... понесут наказание за то, что... отступили от Господа .... Жены их несмысленны, и дети их злы... Дети прелюбодеев будут несовершенны... Если и будут они долгожизненны, то будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почёта. А если скоро умрут, то не будут иметь надежды и утешения в день суда; Ибо ужасен конец неправедного рода" (Прем. 3, 10, 12, 16-19).

Дети часто копируют своих родителей, повторяя те же самые привычки, манеру говорить. Если вы знаете, что в вашем роду есть грешник, то вы должны не осуждать его, а молиться за него. И просить Бога искоренить этот грех из вашей души.

Потомок часто является копией своих родителей, то есть почти все особенности и ментальность отцов и прадедов повторяются в нём. Можно отметить, что скрытые духовные силы, переданные нам по наследству, движут всеми нашими поступками. Физические и духовные качества, полученные от предков, передаются из поколения в поколение. Наши мысли и действия во многом зависят от мыслей и действий наших предков. Будем же почитать их за то хорошее, что они нам передали. И молить Бога простить и им, и нам наше несовершенство.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы