Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Обновление Церкви и неообновленчество

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ

  Каждый человек, как говорится, имеет право на ошибку. Но когда он настаивает на ошибке, упорствует в ней, особенно там, где речь идёт о тайнах веры, это нечто другое

Меня иногда спрашивают: "Кто такой священник Георгий Кочетков и так называемые неообновленцы, настаивающие на переводе Православного богослужения на русский язык? И нет ли в их деятельности подражания Второму Ватиканскому Собору, отменившему служение мессы на латинском языке?".

Уже более 10 лет назад звучали обращения к нашему священноначалию с просьбой помочь определиться о. Георгию и другим его единомышленникам с выбором конфессии. Кто-то совершенно точно сказал, что это либо протестантизм, либо католичество восточного обряда. Дурновкусие, связанное с изменением языка - только поверхность. По существу, в рамках православной веры это - другая вера, другая, прежде всего, в силу своих серьёзных догматических отступлений.

Напомним главные моменты: искажение догмата о Церкви - её мистические границы у реформаторов расширяются так, что членами её, по мнению о. Георгия, становятся такие деятели, как Махатма Ганди, отвергавший, как известно, Божественность Христа, а для других его единомышленников буддизм, ислам, и даосизм - это "богооткровенные религии". Или, например, учение о Евхаристии, где ставится под сомнение реальность пресуществления, а о. Георгий Кочетков практиковал "интеркоммюнион", щедро причащая в своем приходе католиков и протестантов, манипулируя Святыми Дарами. О почитании Божией Матери у одного из реформаторов сказано, что это "духовное младенчество", из которого человек, естественно, должен как бы вырастать, - видимо, до протестантской зрелости.

Об о. Георгии Кочеткове и его соратниках либеральные СМИ пишут как о священниках-просветителях, новаторах. А всякую критику их со стороны православных сами кочетковцы определяют как "недостаток братолюбия". Каким может быть "братолюбие" обновленцев, показала расправа над священником Михаилом Дубовицким, назначенным в 1997 году на приход священника Г. Кочеткова. Во время утрени праздника Всех святых, в земле Российской просиявших, вопреки Уставу, обновленцы не пожелали совершать им службу. Отец Михаил справедливо возмутился: в подобных случаях священник обязан не "подчиняться настоятелю", а выполнять требования Церкви. Тогда кочетковцы сорвали со священника крест и ризы в алтаре, таскали его за волосы, заламывали руки. Прихожанка, психиатр по профессии, вызвала "скорую помощь", и о. Михаила насильно отвезли в дом умалишённых, где он провёл несколько часов, пока врачи приёмного покоя не разобрались, что перед ними абсолютно вменяемый человек.

Мы не будем сейчас подробно останавливаться на особенностях внутриприходской жизни обновленческих общин. Самое существенное - они мотивируют свои нововведения приобщением к традициям Западных Церквей, к их "позитивному опыту". Посмотрим на образцы, которым они следуют. Нужно понять, что лежит в основе обновленческих заблуждений - может, неудачное следование хорошему примеру? Или всё-таки сам пример изначально порочен?

На Богословском конгрессе 1966 года, состоявшемся вскоре после Второго Ватиканского Собора, был провозглашён тезис о законности догматического разнообразия внутри одного и того же откровения.

В основе этого нового католического богословия антропоцентрический постулат: что приемлемо и что неприемлемо для современного мышления. Поэтому из Писания выбираются произвольно слова и поступки Христа, говорящие лишь о Его человеческой природе. Как определяют сами западные богословы, ключом к новой реформации является скорее "милосердный ближний", чем милосердный Бог.

Смещение акцента в догмате неизбежно отражается на духовной жизни, ведь догмат, действительно, неразрывно связан с заповедью. Вторая заповедь о любви к ближнему начинает занимать место первой заповеди о любви к Богу. Хотя обе заповеди едины и нераздельны, и без любви к ближнему не может быть любви к Богу, однако, по православному разумению, необходима правильная расстановка акцентов. Ибо каждый святой подвижник, как пишет об этом преподобный Ефрем Сирин, прежде всего старается иметь в своём сердце священную любовь к Богу, и тогда в любви к ближнему легко уже можно преуспеть. "Поставь, - говорит преподобный, - первое на первом месте, тогда второе совершится по порядку. Если же кто из братьев вознамерится иметь наибольшее попечение о второй заповеди, то отсюда проистекает только внешнее служение братии, и никогда не будет он в состоянии исполнить своё служение чисто и здраво". "Если будет преобладать любовь к ближнему, - пишет Никодим Святогорец, - то она может удалить тебя от любви к Богу, причинить тебе большой вред и ввергнуть в пагубу".

И мы видим пагубные плоды этого явления в нравственной жизни Западной Церкви: "Есть мораль, которую можно создать, - читаем в карманном катехизисе для церквей Франции, но нет готовой морали, нет закона небесного происхождения, нет кодекса, написанного в сердце. Мораль - это человеческое творение; одной из величайших задач человечества является создание законов". Таким образом, мы видим, что заповедь о любви приобретает совершенно новый смысл: любить - это значит быть самим собою, это значит осуществлять мораль ситуации без предписанных законов, и только в этом заключается великая свобода любви. Так обессмысливаются слова блаженного Августина "возлюби и делай что хочешь", где "возлюбить" означает стяжать благодать Святого Духа через исполнение воли Божией.

Это подчёркивание человеческой сущности Христа с умалением Его божественности, - о божественной стороне нужно молчать, - совершается в той же иллюзии, в какой когда-то стремились достичь этого ариане, сделать христианство более доступным для язычников. Когда читаешь новых католических богословов, невольно приходит мысль, не арианство ли это - ересь, которую святой Антоний Великий, согласно его жизнеописанию, созданному святителем Афанасием Великим, назвал последней предтечей антихриста. Вот "Обязательные основы", одобренные в 1967 году французским епископатом: рекомендуется исключить всякую ссылку на космические чудеса - утишение бури, умножение хлебов, а также упоминание об ангелах, о бесноватых, о сатане, о вечном огне. Официальный катехизис для молодёжи, где, стремясь сделать всё понятным для современного человека, объясняя чудесное с человеческой стороны, низводит Спасителя до уровня некоего экстрасенса: "некоторые люди имеют природный дар исцелений, не был ли Иисус одним из них?".

Все акценты новых католических богословов именно такого характера. В официальном издании "Обязательные основы", от заповедей блаженства осталось только пять. Заповедям "Блаженны плачущие", "Блаженны изгнанные за правду" не нашлось места. Строгие слова Христа в этом Евангелии: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой", также отсутствуют. Первая часть пророчества о Страшном суде - о воздаянии милостивым приводится полностью, но вторая часть с грозным приговором Христа: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный", - опущена. Эти богословские акценты входят в практическую жизнь. В некоторых приходах родителям, готовящим детей к первому причастию, не советуют помещать распятие в детской, "чтобы не травмировать их", но предлагают заменить его "изображением, понятным их возрасту, - например, собаки как символа верности".

Приходится ли сомневаться в том, что происходит пересмотр католиками основных догматов? Вместо традиционного "Аве Мария", где Мария прославляется как Матерь Божия (Ефесского Собора), предлагается более простое: Мать Христа, в сущности, христородица. И таким образом, ересь IV века, несторианство, восстанавливается в XX веке.

Таковы уже сегодня плоды так называемой "негативной христологии", идущей от земли. Впервые за многие века вера Никеи и Халкидона поставлена под сомнение. Поставлено под сомнение само понятие первородного греха (Тейяр де Шарден). Однако этому богослову возносится панегирик в официальном католическом издании, где пространно рассуждают о "великих христианских интуициях Тейяра де Шардена". Это размывание границ света и тьмы не может, разумеется, не вызывать жгучей тревоги у самих католиков. Известный французский богослов Андре Пьетр пишет: "Уже не говорят о чуде, об искуплении, о Евхаристии, о Приснодевстве, о молитве, о благодати, о грехе… но о диалоге, о свободе, о радости, о любви и т.д., короче говоря, отрицают молчанием. Когда во что-то верят реально, об этом проповедуют. Но почему, скажете вы, осмеливаются эти богословы называть себя христианами? Ответ очень прост: они превозносят Христа как великого человека, как некоторые превозносят Ганди или Наполеона, их культ Христа в точности напоминает отношение бонапартистов к Наполеону: те готовы были пожертвовать жизнью за его дело, за его идеи и так далее, вовсе не думая при этом, что Наполеон - бог. Надо иметь мужество признать, - делает вывод Андре Пьетр, - что сегодня в рамках католической веры существует уже другая вера".

Как такое может быть, если, по учению Церкви, по слову апостола Павла, малая закваска квасит всё тесто, один терпимый грех может осквернить всю общину. И как происходит сегодня у католиков сакраментальное общение при отсутствии единства веры? Может ли быть нечто среднее между истиной и ложью, отрицанием и утверждением, светом и тьмой? Вот позиция Православной Церкви, выраженная святым Марком Ефесским на Флорентийском соборе: "…и хотя между светом и тьмой может быть нечто среднее, именуемое сумерками, однако между истиной и ложью не может быть найдено ничего среднего. Но может быть, ты скажешь, что не превратилось в противоположное сделанное изменение, но мы ищем нечто среднее и соглашения? Никогда, о человек, то, что относится к Церкви не разрешается через компромиссы. Пусть никто не властвует в нашей вере, - ни царь, ни архиерей, ни лжесобор, ни иной кто, но только единый Бог, передавший нам её Сам через Своих учеников", - говорит святой Марк Ефесский.

Каждый человек, как говорится, имеет право на ошибку. Но когда он настаивает на ошибке, упорствует в ней, особенно там, где речь идёт о тайнах веры, это нечто другое. Ни покаяния, ни какого-либо вразумительного объяснения за прошедшие годы мы не услышали. Наоборот, обновленцы ложным братолюбием вербуют новых сторонников и ждут своего часа, когда наступят желанные для них перемены и в Православной Церкви.

Особенно опасным представляется для нас то, что они возглавляют свои собственные духовные школы, широко сея плевелы лжеучений, задавая им воинствующе-неправославное направление. Потому-то и находят мощную поддержку со стороны тех, кто является прямыми продолжателями тоже воинствующих безбожников - если невозможно стереть Церковь с лица земли, надо попытаться разрушить её изнутри или смешать с грязью. Или, по крайней мере, постепенно и незаметно подменить в ней Православие чем-то очень похожим на него, но по существу, совсем другим. Как неоднократно говорил известный всей православной России недавно почивший архимандрит Иоанн Крестьянкин: "Если вы их не разорите, они разорят вас".

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы