Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Заступление под Москвой

Михаил Моисеевич ГУРЕВИЧ, ветеран Великой Отечественной войны,
Михаил Васильевич ЯНОВИЧ

  Мужество и героизм народа явились важнейшими слагаемыми Победы в Великой Отечественной войне. Но ведь на всё воля Божия. Как узреть её на стороне русского оружия? Недавно рассекреченные архивные документы наглядно свидетельствуют о Божием заступничестве за нашу землю. В битве под Москвой оно свершилось через, казалось бы, вполне обычные и отнюдь не чудесные явления. Только пришлись те как нельзя кстати

Суровость зимы 1941-1942 гг. породила суждение, что под Москвой русские победили благодаря генералу "Морозу". Превозносились преимущества советского строя и "человеческий фактор". Тон задали слова И.В. Сталина, произнесённые 6 ноября 1941 года на торжественном заседании по случаю очередной годовщины революции: "Моральное состояние нашей армии выше, чем немецкой". С другой стороны, оправдываясь перед соотечественниками и историей, немецкая пропаганда муссировала погодный фактор. Впрочем, не отмечая в нём ничего сверхъестественного.

Немцам фатально перестало везти с третьей декады октября - после Можайска. Уже во время боёв у Ельни и Бородино выпадает первый снег, начинаются дожди. Земля впитывает влагу, как губка. Через три-четыре недели дороги становятся совершенно непроходимыми.

Командующий 4-й танковой группой генерал-полковник

Э. Гёпнер писал: "Машина за машиной останавливались в жидкой грязи, не в состоянии сдвинуться с места… Каждый шаг - это напрасная трата энергии, каждый поворот колеса - напрасная попытка, каждое движение - не вперёд, а только глубже в скользкую, клейкую слякоть грунта… Пушки ушли в грунт по самые ступицы колёс, и даже танки и тягачи должны признать, что есть границы и для их проходимости… Всё завязло в клейком грунте".

Немцы обматывали колёса цепями, применяли настилы и домкраты, буксиры и лебёдки. Дорогу, можно сказать, выкапывали из грязи. Но проходила колонна, и серо-коричневое месиво образовывалось вновь. Через пару часов в нём бесследно тонули даже бревенчатые гати. Переход десяти километров занимал двое суток. Подвоз прекратился совершенно. Боеприпасы, горючее и продовольствие стали на вес золота.

Похолодания враг ждал с нетерпением. Земля затвердеет - снова можно будет наступать: до Кремля каких-то 80 километров. И долгожданный мороз грянул - с ледяным ветром и снегом. Последние литры бензина шли на прогрев двигателей танков и автомобилей. По окрепшим дорогам к войскам устремились колонны с боеприпасами и горючим, другими материальными средствами. Немецкое наступление возобновилось.

Однако погода недолго потакала захватчикам. Стужа превзошла ожидания: средняя температура ноября минус 5°, декабря - минус 12° и января - минус 19° . Тот же январь оказался на 8° студёней обычного. В отдельные дни морозы доходили до 40° . Толщина снежного покрова перевалила за полметра.

Климат, полагают многие, влиял на воюющие стороны одинаково. Разве что, русские к холодам привычнее, а тёплое обмундирование немцам было завезено с опозданием. И наступление отнимало больше сил, нежели оборона. Но 5-6 декабря 1941 года в 35-ти градусный мороз советские войска пошли вперёд. Те же жалобы: на глубокий снег, стужу, метели. Но наступают! А противник не может эффективно обороняться. Почему?

В этой связи примечательна служебная записка от 10 июня 1942 года академика Сергея Семёновича Намёткина - председателя комиссии по моторному топливу и смазочным маслам президиума Академии наук СССР, направленная начальнику Управления снабжения горючим Красной армии бригадному инженеру М.И. Кормилицыну. В ней ход битвы под Москвой рассматривается "со специальной точки зрения" - под углом снабжения германской армии горючим и смазочными материалами. В предисловии автор провидчески пишет, что пройдёт немало времени, прежде чем "задача подведения итогов зимней кампании 1941-1942 гг. получит своё разрешение на основе… документов, которые, по понятным причинам, ещё не скоро поступят для всеобщего ознакомления".

Академик следил за событиями на Западном фронте и изучал состав и свойства моторного топлива и смазочных масел, применяемых немецкой армией.

Следует отметить, что запасы нефти в самой Германии ничтожны. Ещё задолго до войны она наладила производство горючего из угля и угольных смол, торфа и отходов деревообработки, водяного газа и т.п. В основном выпускался так называемый синтетический бензин. Его непременные компоненты - ароматические углеводороды, прежде всего бензол, застывающий при температуре плюс 5,4°С.

"В условиях рано наступивших зимних холодов, - пишет С.С. Намёткин, - вся техника германской армии встала, так как в бензиновых баках машин в одно морозное утро вместо жидкого топлива оказалась каша - смесь мельчайших кристаллов выпавшего бензола с жидкой, трудно застывающей частью моторного топлива". Просчёты германского генштаба с горючим для него были бесспорны. Тоже - со смазочными материалами. Далеко не сразу немцы подвезли на фронт высококачественные, работоспособные на морозе образцы.

По словам учёного, систематические исследования трофейных образцов топлива удалось наладить только в 1942 году. Кстати, один из авторов этих строк, после выпуска из батальона ГСМ 1-го Саратовского Краснознамённого бронетанкового училища в звании воентехника 2-го ранга, выполнял спецзадание. В январе-феврале 1942 года на Южном фронте он отобрал из баков вражеской техники, оставшейся на поле боя, около десятка проб, которые доставил в Москву в Управление снабжения горючим Красной армии.

Но зимними марками бензина вермахт всё же располагал. Вспомним о румынской нефти в руках фашистов. А довоенные поставки из Советского Союза? А трофеи… Немецкие "морозоустойчивые" бензины с низкой температурой замерзания, малым содержанием бензола и высоким октановым числом - не уступали советским. Шли они, в основном, для авиации. На наземной технике использовались лишь в самую холодную зимнюю пору: предписывалась строжайшая экономия.

Для справки: обычный, из нефти, бензин полноценно работает, как правило, до минус 45-55°. Именно таким авиационным бензином снабжалась Красная армия. Основное количество немецкого горючего теряло дееспособность уже при минус 10-15° С. Зачастую составлялись смеси зимних и летних сортов. Например, одна из проб применявшегося немцами бензина, отобранная весной на Западном фронте, застывала при минус 36°. При минус 28° начиналось выпадение отвердевших компонентов. Понятно - в разгар холодов с таким или более "зябким" горючим техника, утратив подвижность, становилась "грудой металла". Температурная аномалия применительно к горючему, "противоборствовавшему" под Москвой, обернулась победой одной стороны и поражением другой.

Свою записку академик С.С. Намёткин завершает выводом: "Анализ данных по составу и свойствам горючего и смазочных масел, принятых на снабжение в германской армии, показывает, что ранняя зима 1941-1942 гг. застала её с "летними" сортами горючего и масел; смена "летних" на "зимние" была подготовлена (в том числе из-за ставки на молниеносную войну - авт.) недостаточно".

Пожалуй, свой вывод могут сделать и православные. Вернее, у нас нет и не было сомнений: спасение России - дело Божиего Промысла. Просто на архивной полке найдено ещё одно свидетельство Его присутствия в человеческой истории. Но мужество, самопожертвование, героизм, полководческий талант - неужели всё это не в счёт?..

По утверждению святых отцов, Бог спасает нас не без нас. На поле брани наш народ сделал своё дело. Господь же сотворил Своё. Прикровенно…

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы