Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Ноябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Спасители Отечества

Владимир Ильич МАКСИМОВ
Казанская икона Божией Матери

  4 ноября - празднование Казанской иконы Божией Матери. День народного единства

"Может быть, время и сокрушит эту бронзу, но священные имена не исчезнут в океане вечности", - так было написано о Минине, Пожарском и посвящённом им памятнике, что стоит на Красной площади. Слова эти подтвердились в наши дни, когда для установки памятника в Нижнем Новгороде готовилась копия творения скульптора Мартоса. Через специальный люк в постаменте специалисты проникли внутрь полого памятника, и через бронзу, как сквозь решето, увидели небо. Московский памятник Минину и Пожарскому разрушается. Впрочем, поскольку речь идёт о символе русского патриотизма, можно сказать, что дело не только в кислотных дождях. Предательство угнездилось в Москве. Оно и разъедает монумент. А имена героев - они ещё прогремят на Руси.

"Грехов ради наших разлился превеликий Божий гнев", - отмечал безвестный летописец в "Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства", написанном в 1612 году. Дополняя картину всеобщей безнравственности и греховности, автор пишет: "Правда в людях оскудела и воцарилась неправда, и всяческая злоба, и ненависть, и безмерное пьянство, и блуд, и ненасытное стяжательство, и ненависть к братьям своим умножилась, ибо оскудела доброта и обнажилась злоба, и покрылись мы ложью". Строки эти 400-летней давности - написаны словно о сегодняшних бедах России, забывшей заповеди Божии и своё великое предназначение.

Скорбь и уныние царили вокруг... Изменился и сам народ - окаменели сердца, оскудели души, омрачились умы. Клятвопреступление и измена, коварство и вероломство, грабежи и насилие, предательство национальных интересов и своих ближних свирепствовали со страшной силой. На Русскую землю, терзаемую гладом, мором, неурожаями и смутой, надвигалась католическая римская ересь.

В условиях интервенции, краха центральной власти, распада государства и национальной измены - единственная надежда оставалась на великую милость Спасителя и чудесное заступничество Божией Матери. Множество чудесных знамений происходило в годы Смутного лихолетья. Чудеса и знамения требовали от народа всеобщего покаяния за тяжкие грехи, чистоты сердца и помыслов, сохранения верности православным святыням и решительных действий по спасению гибнущей Отчизны. Многочисленные явления Богородицы, святых воинов и чудотворцев во времена Смуты доказывали, что Господь не отступился от России, послав суровые испытания для того, чтобы "исправить" её и возвратить на истинный путь для выполнения великого предназначения.

Хранил свою страну и преподобный Сергий Радонежский, о котором сказано: "Время общественных бедствий - есть его время!" Трижды он являлся гражданину Нижнего Новгорода - Кузьме Минину - и звал к спасению Родины. На городской площади Минин призвал к созданию народного ополчения и спасению страны. "Станем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!", - с таким пламенным призывом обратился он к русским людям, пожертвовав на ратное дело не только свои сбережения, но и серебряные и золотые оклады с икон и украшения своей жены. Пример его воодушевил многих! Мужчины записывались в ряды ополчения, отцы приводили своих сыновей, купцы жертвовали деньги, женщины отдавали драгоценности и последнее имущество.

Во главе нижегородского ополчения и "Совета Всея Земли" стали - князь-воевода Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин, поднявшие и сплотившие русский народ во имя великой цели - спасения и возрождения Державы Российской. В первых рядах ополчения находились воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и чудотворная Казанская икона - путеводительница и святая помощница в делах ратных. При звуках боевых труб и звоне колоколов выступило из Нижегородского кремля народное ополчение, ядро которого составили герои обороны Смоленска (1609-1611).

Благословил нижегородское ополчение преподобный Иринарх Затворник, молившийся о спасении Земли Русской. Его благодатный медный крест одел на грудь поверх боевых доспехов князь Пожарский. Ополченцы победоносно дошли до Москвы, выгнали поляков, избрали нового царя и установили тишину и покой в государстве.

Документы и сказания XVII веха свидетельствуют о множестве чудес, явленных святым Казанским образом. С его помощью была взята одна из башен Китай-города, захват которой предопределил успех общего штурма 22 октября 1612 года. За ним последовали - капитуляция Кремля, сдача польского гарнизона и отступление войск гетмана Ходкевича. "И Бог утоли гнев свой: Москву очисти 1612 октября 22-го. И сия подобно древнему чюду...", - так говорит летопись.

Чудотворная Казанская икона - путеводительница нижегородского ополчения, помощница в делах ратных и спасительница нашего Отечества - с 1612 года становится общерусской святыней. Сразу после освобождения столицы русские воины - "уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе". Ратная икона на волне народного почитания становится предметом особых забот князя-воеводы Дмитрия Пожарского. Первоначально он помещает её в своей приходской церкви Введения Богородицы на Лубянке, украсив драгоценными камнями и дорогим окладом, а позже святой образ переносится в Казанский собор на Красной площади, построенный в 1636 году и сразу ставший храмом русской воинской славы. С этого времени Казанская икона - защитница столицы и покровительница России и царской династии Романовых. В дореволюционной Москве было 30 храмов, посвящённых чудотворному Казанскому образу.

В память освобождения столицы России от братоубийственной гражданской войны и бедствий Смутного времени вновь избранный царь Михаил Романов установил ежегодное празднование Казанской иконы (8 июля - в день её обретения и 22 октября - в день освобождения Москвы) и совершение крестных ходов во главе с царём и Патриархом к чудотворной святыне из Кремля. При царе Алексее Михайловиче, в 1649 году, день 22 октября (4 ноября) был объявлен Всероссийским праздником.

Чудотворным Казанским образом благословил на царство юного Петра I в 1682 году святитель Митрофаний Воронежский, предсказав ему великие победы над врагом и основание славного града Святого Петра. Весной 1695 года, направляясь в Азовский поход, в Нижний Новгород прибыл 23-летний царь Пётр. Он сразу спросил: "Где похоронен Кузьма Минин?". С большим трудом удалось разыскать заросшую бурьяном могилу народного героя, похороненного в мае 1616 года в ограде Архангельской церкви. Государь приказал немедленно перенести прах великого сына России в Нижегородский Кремль и похоронить в усыпальнице Спасо-Преображенского собора. Опустившись перед гробницей на колени, Пётр тихо сказал: "Здесь лежит спаситель Отечества!". Главный престол Нижегородского храма был посвящён Казанской иконе Богоматери, а два придела освящены во имя Димитрия Солунского и Космы и Дамиана - небесных покровителей Пожарского и Минина.

Дмитрий Пожарский жил дольше своего боевого соратника и сподвижника. Мужественный, храбрый и прямодушный, он участвовал в многочисленных сражениях и военных кампаниях, был воеводой и государственным деятелем. По словам жалованной царской грамоты, князь Пожарский "стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шаткости". На одре смерти он со слезами вспоминал своего друга "Минича", приняв постриг под именем Космы. Из столицы прах героя и полководца провожали тысячи простых людей. Погребли его в Спасо-Евфимиевском Суздальском монастыре, в родовой усыпальнице Пожарских, воздвигнув великолепную часовню с иконой Спасителя. В 1886 году в Суздале на народные деньги был воздвигнут бюст-памятник с надписью: "Дмитрию Пожарскому - благодарная Родина".

Ещё Михаил Ломоносов предлагал увековечить память о славном нижегородце Кузьме Минине. Но сама идея о сооружении памятника национальным героям впервые возникла в русском обществе в 1803 году. По инициативе нижегородцев в 1808 году был объявлен конкурс на лучший проект, победителем которого стал скульптор И.П. Мартос. Памятник решено было установить в Москве, а для Нижнего Новгорода изготовить обелиск. Наполеоновское нашествие приостановило начатые работы... В грозном 1812 году имена славных мужей с особой силой прозвучали в манифесте Александра I, обращённом к народам России: "Да встретит враг в каждом дворянине - Пожарского... в каждом гражданине - Минина. Соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, - никакие силы человеческие вас не одолеют".

Торжественное открытие памятника состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I, при ликовании народа, музыке военных оркестров и параде российской гвардии. Освобождение Москвы и очищение России от интервентов - были главными идеями монумента, создаваемого в годы борьбы с Наполеоном, когда в обществе царил всеобщий патриотический подъём.

Переломные эпохи в истории любой страны всегда рождали великих вождей и героев, и многоликих и коварных временщиков, злодеев и самозванцев. "Да будут благословлены те, которые идут для очищения Московского государства, а вы, изменники, будьте прокляты!" - звучит сегодня с новой силой грозная проповедь несгибаемого духом Патриарха Гермогена.

Сегодня Россия снова, как и столетия назад, переживает смутное лихолетье, "великое разорение".

Однако прошли те годы, когда на глазах у изумлённой публики "художники" нашего времени резали свинью с надписью "Россия". Теперь православно-патриотической символики и риторики в оборот введено - только отбавляй! В повязанной по рукам и ногам стране, которая вроде как празднует День независимости неизвестно от кого, ничего уже не удивляет. Не удивляет ведь никого новое название дня 4 ноября. Оказывается, это почему-то "день народного единства", а не празднование Казанской иконы Божией Матери.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы