Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Сентябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

  Дорогой отец Александр! На недавнем Соборе Русской Зарубежной Церкви, кажется, уже достигнута договорённость о совместном евхаристическом служении с Московской Патриархией. Но противодействие сближению со стороны некоторых "зарубежников", насколько мне известно, продолжается. Прочитал в Интернете Вашу переписку с одним из главных ревнителей чистоты Православия и обличителей Московской Патриархии протопресвитером Валерием Лукьяновым. Как Вы думаете, почему он больше всего опасается внешнего объединения при внутреннем разделении?

С. Аношенко, г. Магнитогорск

Мне кажется, в том, что Вы читали в Интернете, всё уже сказано. Повторю ещё раз. Главный для отца Валерия Лукьянова вопрос: "Объединение или единение" - мы решаем так же, как он. Разумеется, единение.

Единение предполагает совпадение оценок современной общественно-церковной ситуации.

На наш взгляд, адекватная оценка мирового апостасийного процесса, отношения к нему Православной Церкви отсутствует в статье протопресвитера Валерия Лукьянова. Все "разделяющие нас вопросы" сводятся у него к Декларации митрополита Сергия и экуменизму. Как будто выбора "между наивностью сопротивления и мерзостью согласия" до так называемого "сергианства" не существовало. И не будет уже никогда существовать. И как будто в России православные живут в окружении инославных, как в Америке и в Европе.

Несмотря на декларируемое РПЦЗ бескомпромиссное Православие, сомнительно, чтобы она могла научить Московскую Патриархию противостоянию растлению и сатанизму, исповедничеству в новых современных условиях. Члены РПЦЗ имеют опыт сосуществования с этими явлениями (сатанизмом, содомией, развратом, масонством, сионизмом, культом денег, индивидуализмом) в своём государстве. Их опыт в этом для русских людей, членов Московской Патриархии, может оказаться смертельно губительным, потому что в России всё это зло насаждается государственными структурами и носит тотальный характер. У нас нет возможности "люфта", как это имеет место в демократических (пусть и плохих!) государствах Европы и Америки.

Против растления и содомии, - например, в США - борются протестантские организации. Об аналогичной, сколько-нибудь заметной деятельности РПЦЗ нет никаких сведений. Странно было бы отвергать такого рода экуменизм - сотрудничество с протестантами против единого, самого опасного врага для рода человеческого. (Что касается "богословского", лучше сказать, "дипломатического" экуменизма некоторых функционеров РПЦ - следует признать, что он не оказывает никакого реального влияния на жизнь Церкви, Московского Патриархата - на 99,9% её клириков и прихожан).

Безразличие к сущности современного Российского государства для современной Православной Церкви губительнее, разрушительнее пресловутой лояльности к атеистическому советскому государству. Лояльность к растлению детей как государственной политике или геноциду русского народа рядом не стоит с сергианским: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи".

В своё время РПЦЗ устами своих выдающихся иерархов и священников святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Филарета (Вознесенского), архиепископа Аверкия (Таушева), архимандрита Константина (Зайцева), протоиерея Михаила Помазанского, иеромонаха Серафима (Роуза) - верно оценивала с точки зрения Православия основные проявления мировой битвы добра и зла. Но то, что было верно ещё двадцать лет назад, сейчас стало лишь частью церковной и мировой истории. Новую революцию, никак не сравнимую по масштабам с революцией 1917 года (глубина подрыва основ человеческого существования - личности, государства, семьи; телевидение, СМИ - вездесущи, интернациональны, могущественны), РПЦЗ предпочла не заметить, а Московская Патриархия не проявила в официальных своих заявлениях должной последовательности. В таких условиях подвиг новых мучеников и исповедников Российских, вместо того, чтобы вдохновить на мужественное противостояние сегодняшнему злу, может превратиться в некую благочестивую абстракцию. Последним пророком РПЦЗ был отец Серафим (Роуз), но мир с тех пор поистине пережил "революцию зла", превосшедшую все предвидения отца Серафима.

Отец Валерий Лукьянов сетует, что не получилось диалога двух частей Церкви - дескать, говорит только Московская Патриархия. Но что или кто мешает "свободной" части Русской Православной Церкви сказать обличительную правду о сегодняшнем мире? Где они, наследники тех, кто подготовил и прославил подвиг Царственных и всех новых мучеников и исповедников Российских?

И та, и другая части Церкви находятся в одинаково тяжёлом положении и, несмотря на общее великое наследие, одинаково ослаблены духовно. В этих условиях, разумеется, лучше объединение, чем разъединение. Необходима консолидация всех здоровых сил Церкви. Чего мы ждём от этого объединения? Чтобы православные христиане в России, в Европе и в Америке могли совместно служить и молиться друг с другом. Чтобы обе части Церкви осознали великую ответственность Православия за спасение многих. И взаимно помогали друг другу в противостоянии новой, не имеющей аналогов общей угрозе.

 

Отец Александр, спасибо за Вашу статью в "Русском Доме" о телевидении. Одна реклама чего стоит! Разве не ясно, пока эта страшная машина в руках у врунов и растлителей - ничего не изменится? Сегодняшнее положение мне представляется абсолютно безнадёжным. Они же, как Вы говорите, входят в любое время в каждый дом. А вернее сказать, в каждую - почти каждую душу. И при этом утверждают, что они тут ни при чём, телевидение - только зеркало.

И. Востриков, г. Сергиев Посад

Парадоксальным образом единственный телевизионный жанр, который не обманывает никого, - это реклама. Реклама говорит правду, потому что не скрывает, что лжёт. Телезритель и не требует от рекламы правды, а только правдоподобия. Это, наверное, только у нас, благодаря телевизионной рекламе, нашлось такое количество обманутых вкладчиков МММ. Если бы только МММ! Во всём мире, когда телезритель смотрит рекламу, он знает, что смотрит. Но затем следует телесериал, и уже непонятно, что ему предлагают. Фантазию? Документальную съёмку? Интервью? Никто не отличит эти фильмы от программы теленовостей. Реальность потерялась где-то между звуком и видеорядом.

Телевидение - давно уже узаконенное манипулирование общественным сознанием. Не только во время выборов. И сегодня это манипулирование становится всё более зловещим, все более замаскированным и потому всё более опасным. Открытая агрессия греха, бесконечные криминальные хроники, нагнетание атмосферы страха и безнадёжности. Полная дезинформация в духовной и нравственной областях - действительно, как Вы говорите, манипулирование человеческими душами. Страшно жить!

Трогательно было говорить старикам и детям лет пятьдесят с лишним назад, когда это изобретение только появилось, что телевидение смотрит их глазами. Сегодня - это предельно возможный кошмар. Пусть не лгут, что телевидение - это зеркало, не следует путать следствия и причины. Если это зеркало - то только в смысле техники, которая, попав в руки преступников, может уничтожить весь мир. Сегодня утрата контроля над телевидением означает для слишком многих утрату контроля над коллективной историей и личной судьбой. Не зная, что предпринять, многие со страхом ждут грядущих событий, которые с неизбежностью будут страшнее всего, что пережил двадцатый век. На конференции, посвящённой немецкому нигилизму, в феврале 1941 года, известный философ Лео Штраус, оставивший Германию за девять лет до этого, напомнил всем, что пропаганда зла не только возможна, но что она может быть по-настоящему понята нами только в свете добра. Бог попускает за отступничество людей от веры раскрыться злу до конца. Но Бог сильнее зла, и врата адовы не одолеют Церкви Божией. Она - столп и утверждение истины, и одна только надёжно противостоит Вавилонской башне. И только пребывая в ней, можно не поддаться обессиливающему нас унынию и не дать уничтожить самые лучшие принципы, на которых зиждется жизнь.

 

"Кто не со Мною, - говорит Христос, - тот против Меня" (Мф. 12, 30). А в другом Евангелии мы читаем: "Кто не против вас, тот за вас" (Лк. 9, 50). Нет ли тут противоречия?

А. Захаркина, г. Днепропетровск

В этой священной войне, которую Христос ведёт против диавола и царства его, никто не может оставаться нейтральным. "Кто не со Мною, - говорит Господь, - тот против Меня". Там, где речь идёт о второстепенных расхождениях между учениками Христовыми, мы должны искать мира, памятуя, что "кто не против нас, тот за нас". Но в великом противостоянии Христа и диавола не может быть мира. Кто не горит сердцем в любви ко Христу, окажется среди тех, кто против Него. Кто теплохладен к делу Христову, тот на самом деле враг. В этом сражении мы должны быть всецело, верно, непоколебимо на стороне Христа. Это единственно истинный выбор человека, и единственно его несомненная, уже теперь, победа. И "кто не собирает со Мной, - говорит Христос, - тот расточает". Христос пришёл в мир, чтобы собрать Свою жатву, чтобы рассеянных чад Божиих собрать воедино. Те, кто Христовы, должны собираться с Ним и других собирать к Нему. Если мы не собираем со Христом, мы расточаем. И чем активнее мы будем стараться осуществлять какие бы то ни было экономические и политические программы без Христа, тем энергичнее своими собственными руками мы будем разрушать Россию. Именно это повергло её в своё время в кровавые бедствия, это является причиной её нынешних бедствий и более грозных грядущих, если не будет покаяния. Недостаточно не делать зла, мы должны делать добро. И не просто добро, как говорит преподобный Серафим Саровский, а добро во имя Христово.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы