Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов


Торговая служба Новоспасского монастыря

Сентябрь 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Иоанн - московский Златоуст

Александр Михайлович ШАРИПОВ
протоиерей Иоанн Восторгов

 † 5 сентября - день памяти священномученика протоиерея Иоанна Восторгова

Выдающийся миссионер и проповедник православной России начала XX века родился в 1864 году в семье священника Кубанской станицы Ново-Александровской.

Глава семьи Восторговых скончался рано, и матушке пришлось одной воспитывать троих детей. Иоанн в 19 лет окончив Ставропольскую семинарию, хотел продолжить образование, но по просьбе матери начал служить псаломщиком и одновременно преподавать русский язык в Ставропольской женской гимназии. В 1889 г., когда ему исполнилось двадцать пять лет, его рукоположили во священника и назначили в приход с. Кирпильского Кубанской области. Здесь впервые проявился его миссионерский талант: многие из селян-старообрядцев, слушая его проповеди, возвратились к Православию.

Уже через год он получает место законоучителя Ставропольской мужской гимназии. Вскоре его переводят на должность епархиального миссионера Грузинского экзархата, возглавляемого в 1892-1898 гг. архиепископом Владимиром (Богоявленским). Здесь ещё ярче раскрывается многогранный пастырский талант о. Иоанна. Он участвует в основании в Тифлисе отдела Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, редактирует епархиальный журнал "Духовный вестник Грузинского экзархата". Затем следует назначение его в Духовную миссию в Персии, где благодаря ему к православию возвращаются трое ассирийских епископов. Но ещё более раскрывается талант этого пастыря, когда он оказывается в сердце России - в Москве.

В 1905 г. в стране разгорается огонь революции, Москва становится эпицентром кровавых потрясений. Переведённый из Грузии на Московскую кафедру митрополит Владимир вспоминает о талантливом проповеднике, и в январе 1906 г. вызывает о. Иоанна Восторгова в православную столицу на вновь учреждённую должность противосектантского миссионера. Начинается московский период служения о. Иоанна Богу и Церкви, Царю и Отечеству, принесший ему всероссийскую известность, любовь многих православных и ненависть противников Святого Православия.

Сам о. Иоанн Восторгов глубоко понимал особенное призвание русского народа и его Церкви. Вскоре после прибытия в Москву, в апреле 1906 г., он обращается к патриотам России с речью:

"Привет вам, горячие и мужественные исповедники русской идеи! Истинные сыны богоносного и христолюбивого народа!.. Неизменно велико значение религиозной идеи, ясно сознанной и последовательно осуществляемой в жизни и исторической деятельности народа. Она освещает ему жизнь яркою путеводною звездой; она осмысливает его прошлое и настоящее, его государственный и общественный строй, его национальное самоопределение; она даёт ему мерило и руководство для определения будущего. Только близорукость, невежество - или нечистая и упорная преднамеренность - могут упускать из вида тесную связь, всегда существующую между государственными и общественными учреждениями народов и их религиозными верованиями... Как в жизни отдельных личностей бывают моменты, когда сознание высшего религиозного долга, высшего призвания проясняется и вспыхивает в человеке особенно ярко, становится повелительною силой, так и для целого народа, для целого государства бывают особо величественные и важные моменты жизни, когда пред народом открывается величайшее дело, величайший подвиг, правильное разрешение которого определяет ему приговор жизни или смерти, и становится возможным только при ясном сознании им своего высшего мирового, Божьего призвания и религиозно определённого долга. Тогда религиозная идея и вытекающий из неё исторический долг народа повелительно определяют ему поведение... Достигать через царство человеческое целей Царства Божия; осуществлять в жизни государства и посредством государства задачи христианства - религии мира, любви, искупления; проводить путём государственности христианские нравственные начала; обратить Царство Божие в цель, а царство человеческое - в средство; слить их воедино, как душу и тело, - вот идеал и заветы христианские, вот сокровенные стремления и чаяния наши...".

О. Иоанн активно включился в патриотическое движение, став единомышленником и сподвижником лидера "Русской монархической партии" В.А. Грингмута. После неожиданной смерти Грингмута священник на некоторое время становится во главе Русского монархического союза в Москве. С 1908 г. появляются провокационные статьи против о. Иоанна. Но в этом же году император Николай II награждает московского священника орденом св. Владимира.

Убеждённость о. Иоанна в миссионерском призвании Русской Церкви постоянно звучала в его проповедях и статьях, но особенно она проявлялась в его делах. В 1907 г. батюшка назначается на должность синодального миссионера. В 1907-1909 гг. он совершает миссионерские поездки по южным областям России (Таврия, Кубань), по Сибири и Дальнему Востоку, в Харбин, посещает Японию, Китай и Корею. Отец Иоанн помогал обустройству церковной жизни переселенцев, осваивавших сибирские земли в ходе проводимой Петром Аркадьевичем Столыпиным аграрной реформы. Во время приёма у императора Николая II, в ноябре 1908 г., о. Иоанн высказывает мысль о создании братства для религиозных нужд населения на окраинах империи. Идея эта была поддержана Государем и в 1909 г. Братство Воскресения Христова было создано. Председателем его стал епископ Можайский Василий (Преображенский), заместителями - епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский) и протоиерей Иоанн. Братством были организованы пастырско-миссионерские курсы в Тобольске, Ташкенте, Иркутске, Хабаровске. Отец Иоанн сам заведовал пастырскими курсами в Москве.

В 1910 г. при Московском обществе содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей был создан Союз христианских матерей, и о. Иоанн еженедельно проводил там богословские беседы. Митрополит Владимир благословил открытие при Союзе богословских курсов, заведовать которыми владыка поручил также о. Иоанну. В 1913 г. на основе этих курсов трудами протоиерея Иоанна Восторгова был учреждён Женский богословский институт. Батюшка ясно понимал огромную роль матери в деле сохранения в семье веры и нравственности, воспитании детей.

В 1910 г. батюшка отправляется в итальянский г. Бари, к мощам святителя Николая Мирликийского и помогает устроению здесь русского подворья и странноприимного дома для паломников.

В начале 1913 г. митрофорный протоиерей Иоанн Восторгов назначается настоятелем храма Василия Блаженного на Красной площади.

В 1914 г. на Русскую землю пришла война. Вечером 18 июля у памятника Минину и Пожарскому на Красной площади сошлись Крестные ходы, и после молебна народ грянул "Боже, Царя храни". Отец Иоанн произнёс речь, вызвавшую энтузиазм и патриотическое воодушевление. Он включился в обширную работу по мобилизации всех церковных и общественных сил для помощи армии, фронту. Был председателем Военно-благотворительной комиссии духовенства Московской епархии, которая провела огромную работу по организации военных лазаретов на церковные средства, немало помогла нуждающимся семьям призванных в армию воинов.

Наступил роковой 1917 год. Для о. Иоанна, давно уже разъяснявшего своей пастве смысл происходящих в обществе и в мире процессов, перспектива будущего была ясна, понятна была и безбожная сущность февральского переворота.

22 мая 1918 г., в день святителя Николая от собора Василия Блаженного к образу святителя на Никольской башне Кремля направился возглавляемый Патриархом Тихоном Крестный ход. О. Иоанн обратился к народу с призывом, не боясь насильников, защищать веру. После этого, вечером 31 мая, священник был арестован. В советских газетах появилось множество публикаций о подготовке "восторговцами" контрреволюции. Несмотря на то, что в защиту любимого пастыря было собрано тысячи подписей, судьба священника была предрешена.

Священномученик Иоанн Восторгов в застенках был спокоен, он не боялся смерти. 23 августа / 5 сентября 1918 г. о. Иоанна вместе с другими "врагами революции" вывели на расстрел...

За несколько лет до своей мученической кончины о. Иоанн произнёс проповедь при закладке храма-памятника русской народной скорби в честь иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на Ходынском поле, в память великого князя Сергея Александровича и всех, верных долгу и присяге царских слуг, павших от рук революционеров: ""Тако бо подобает нам исполнити всякую правду..." (Мф. III, 15). Это значит: исполни твой долг; так это нужно; в этом высшая правда... В годину помутившейся общественной совести, в годину сатанинского издевательства над долгом и присягою, когда нарушение их объявляется уже не позором и низкой изменой, а признаком свободы и высшего развития; в годину, когда страшная сила зла захотела отринуть богооткровенный закон и построить жизнь личную, общественную и государственную исключительно на началах эгоизма, личных прихотей и похотей, на началах удовольствия и пользы, во всех слоях русского общества нашлись люди, оказавшиеся верными идеальным заветам христианства, пострадавшие за них, - нашлись мученики долга... Многие из этих жертв долга наперёд ясно знали, что их ожидает. "Знаем, что многим из нас грозит смерть, знаем, что многие из нас обречены на кровавую расправу...".

Отец Иоанн, непрестанно словом и делом призывавший русских людей хранить верность Богу, Царю и Отечеству, запечатлел свою верность исповедничеством и кровью. На юбилейном архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов был причислен к лику священномучеников, и на большой соборной иконе новомучеников и исповедников российских, которая находится в храме Христа Спасителя, изображён лик сего московского Златоуста и доброго пастыря.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы