Тридцать семь лет служит протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села
Акулова близ подмосковного Одинцово (платформа Отрадное). В 2007 году храму этому, который никогда не
закрывался, исполнится 200 лет, а Батюшке - 70.
Тридцать семь лет священства. Что это значит? Как это измерить?..
А как измерить одну горячую молитву священника за пропавшего без вести ребёнка, - который потом вдруг
возвращается к родителям?
Как измерить одну вынутую из просфоры частицу за едва дышащего в реанимации отравившегося солдата -
частицу, которая будет потом, в конце Литургии, омыта Кровью Спасителя нашего со словами священнической
молитвы: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною?
Как измерить одну совершённую священником Божественную литургию, всё ее благодатное воздействие на
души людей, на их мысли и чувства, если, как сказано святыми отцами, одна Божественная литургия освящает
город?
Как измерить то, что было сотворено его словом, - а отец Валериан уже тридцать семь лет на каждой литургии
после евангельского чтения выходит на амвон и проповедует? Иногда он читает даже две проповеди в день
- ещё и на исповеди. Его проповеди - о главном: о том, что надо не только слышать слово Божие, но и жить
по нему - исполняя то, о чём нам напоминает Евангелие на каждом Богородичном празднике: Блажени
слышащии слово Божие и хранящие (Лк. 11, 28). Жить по-евангельски постоянно, в большом и малом,
- перестраивая душу свою на евангельский лад, как не устаёт повторять отец Валериан слова своего духовного
отца протоиерея Сергия Орлова, почти тридцать лет бывшего до него настоятелем Покровского храма. В монашестве
его имя - иеромонах Серафим. Он покоится здесь же, за алтарем, рядом с епископом Стефаном (Никитиным),
духовным чадом которого также был отец Валериан, с гробом которого он и приехал в первый раз в этот храм
сорок два года назад. Батюшкины проповеди постоянно записывают на диктофоны и слушают затем в Москве и
Оптиной пустыни, на Афоне и в Америке... Слово его много раз слышали студенты семинарий, военных академий,
Суриковского художественного института, солдаты на присяге, участники Рождественских чтений, радио- и
телезрители, учителя, родители, даже депутаты Греческого парламента.
Как измерить, сколько людей, простояв несколько часов на исповеди, уходило из храма, получив новые
силы жить с простотой в сердце, с ясностью, с миром в душе - не уходило, а улетало, как птичка, на крыльях?
Как измерить радость супругов - после того, как батюшка причастил в реанимации после операции трепанации
черепа жену, сказав в утешение её мужу:
- Вы не венчаны? Вам нужно венчаться... - почему-то забыв, что только что дежурный врач говорил: "Ей
остаётся несколько часов жизни".
И вот он их, действительно, венчал!
Как измерить рождение на свет одного ребёнка - после того, как батюшка своим всегда осторожным и точным
словом отговорил смятенную мать сделать аборт - и вот он уже крестит её чадо, а там, глядишь, и венчать
будет. (Батюшка не раз уже, обвенчав, покрестив, потом венчал и повзрослевших детей).
А если духовное рождение?
Ехал человек скрепя сердце из Москвы в Отрадное, мама (Царство ей Небесное!) уговорила - "Ладно, мол,
отвяжутся, наконец". Батюшка Валериан крестил. Потом, через четыре года, венчал. Потом, еще через десять
лет, благословил на священство.
Таинственно, непостижимо служение священника, как таинственно и непостижимо Само Божество, силою Которого
это служение совершается.
Господь щедро одарил батюшку множеством талантов. Талант простоты и мудрости. Талант поистине материнского
терпения. Талант духовника (он - старший духовник Московской епархии, исповедует священников, ставленников,
готовящихся принять духовный сан). И самый драгоценный талант, какой только Господь может дать - талант
любви.
Но сколько чисто человеческих сил прикладывает сам пастырь, чтобы в его человеческой немощи совершалась
сила Божия?
Как-то батюшка говорил на проповеди, что священство есть добровольное мученичество, ибо священник принимает
в своё сердце человеческие скорби, сострадает им.
Батюшка не может не принять горе человека близко к сердцу, у него нет такой способности - не сочувствовать,
не помогать.
Батюшке не нужно ничего, кроме одного - чтобы мы спаслись. Чтобы обрели вечную радость с Богом, вошли
в ту дверь, которая открыта для каждого из нас Господом нашим Иисусом Христом.
Отец Валериан родился "в том самом", как он как-то сказал, 1937 году - в разгар гонений на Церковь,
когда расстреливали архиереев, священников, разрушали храмы. Цель была - уничтожение Церкви, веры, уничтожение
вековой русской православной традиции, души народа. Ныне для нас важнее всего - её восстановление. И батюшка
- это живая связь времён.
Его советы очень надёжны, потому что он опирается на сохранённое, прошедшее все испытания и бури Святое
Православие. Он верен всему, что получил от своих наставников, от своего родного отца, протоиерея Михаила,
который, - батюшка часто вспоминает об этом, - перед смертью повторял, как главный итог своей жизни (в
ней была и неволя во время гонений): - Веру, веру нужно укреплять!
И батюшка любит слова, которые слышал от отца:
"Христианство - это жизнь! Это не философия".
"Настают времена, когда только любовь спасёт нас, - повторяет батюшка Валериан слова афонского подвижника
нашего времени. - Учитесь растить в себе любовь. Только она - жизнь. Всё остальное - грех хуже смерти.
Мы пропадём без любви, пропадём".
Любовь и смирение. Вот что больше всего живёт в его словах, чему он больше всего хочет нас научить.
Низкий поклон Вам, дорогой батюшка, за эту боль, за каждую молитву, за все проповеди-советы, дающие
ответы на мучающие нас вопросы, словно бы они говорятся напрямую каждому из нас, за каждую вынутую за
нас на проскомидии со вздохом частичку - за всё, неизмеримое ничем земным.