Торговая служба Новоспасского монастыря

Фонд помощи детям-сиротам и многодетным семьям Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Апрель 2006

Содержание номера       Главная страница номера

Не стоит село без праведника

Андрей Викторович БОРИСОГЛЕБСКИЙ

- А что, вполне прилично выглядит для сельского театра, - я прошёлся по деревянным подмосткам сцены, - такое впечатление, что даже стены здесь какие-то… намоленные.

Сказал, и сам удивился.

- Вы совершенно правы, - говорит Альберт Алексеевич Савичев. - Дело в том, что здание Дома культуры здесь было построено еще до революции. А эту пристройку, где сейчас располагается наш театр, возвели уже в советское время. На её постройку пошёл кирпич одного из разрушенных храмов.

В 1901 году, на пожертвования местных купцов и крестьян, в поселке Устье-Кубенское был построен, как тогда говорили, Народный дом, ставший в наше время Домом культуры. И уже тогда здесь давали представления местные самодеятельные артисты. В 2001 году, в связи со столетним юбилеем, режиссер театра Альберт Алексеевич Савичев написал письмо в московский театр Ленком, Марку Захарову, с просьбой пожертвовать старые списанные театральные костюмы. Ответа до сих пор нет - обидно.

Недавно Усть-Кубенский театр стал лауреатом областного конкурса самодеятельных коллективов в Вологде. А на Преображенской ярмарке в Тотьме самый почётный гость Никита Сергеевич Михалков, посмотрев постановку Савичева по пьесе А.Н. Островского "Банкрот", сказал: "Сейчас до вас никому дела нет. На гроши вы ставите спектакль, на который в столице потратили бы не одну тысячу долларов. За гроши работаете. Но знайте, что вы совершаете самое благородное дело - несёте свет русской культуры туда, где, казалось бы, от него и следа не осталось: в сельскую глубинку".

Работает Альберт Алексеевич действительно за гроши - за 1000 рублей в месяц, но он уже давно не вспоминал о сумме своего оклада. После окончания режиссёрского факультета Ленинградского института культуры у него была возможность остаться работать в Питере, в театре Ленсовета. Но тут пришло известие о том, что парализована мать. Пришлось срочно выехать в родной поселок Устье. Устроился в местный Дом культуры, организовал народный театр. Ухаживал за больной матерью 15 лет, вплоть до её кончины.

- Потому и не женился до сих пор, - поясняет Альберт Алексеевич. - Да ещё и жилище у меня такое… Не каждая женщина рискнёт даже зайти в него.

Дом у Савичева, действительно, странный. Снаружи кажется, что в него попала авиабомба: разрушена одна стена, из неё торчат, словно ощетинившиеся, обломки брёвен и досок. Впрочем, внутри довольно чистенько и уютно, хоть и тесновато. Но Альберт Алексеевич доволен тем, что имеет: "Ведь у многих вообще нет никакого жилья!", - говорит он и предлагает отведать блины с чаем. Блины да гречневая каша - его обычная еда.

Об артистах своего театра Савичев рассказывает с теплотой и любовью. Это сельская интеллигенция: врачи, учителя, художник, административный работник. Каждый вечер они приходят на репетицию, зимой - в плохо отапливаемое помещение. Когда отключается электричество - зажигают свечи. Этим людям, живущим в замкнутом пространстве посёлка, театр даёт то, что обычный городской житель не ценит: роскошь человеческого общения.

Но важнее театра для Савичева местная церковь. Более десяти лет Альберт Алексеевич являлся старостой Свято-Никольского храма. Именно он энергично начал несколько лет назад восстановление полуразрушенного здания церкви, организовал здесь приход. Всё свободное от своего театра время Савичев отдаёт храму, потому и некогда ему отремонтировать своё жильё. Даже из своей нищенской зарплаты он умудряется выкраивать гроши для церковных нужд. С его именем связано и явленное здесь чудо, весть о котором разнеслась по всей православной России.

…Вместе с ним мы проходим внутрь храма. Икон совсем мало. С правой стороны, у стены, замечаю ту самую, о которой слыхал уже не раз. Образ свт. Николая Чудотворца светится как бы изнутри матовым светом. Перекрестясь, пытаюсь найти объяснение этому. Но никакой подсветки за иконой не обнаруживаю. Савичев при мне ставит её в самые тёмные уголки здания. Но чем темнее место, тем ярче светится лик святого. Журналисты Вологодского областного телевидения, снимавшие ранее икону на видеокамеру, утверждали, что на плёнке свечение видно ещё более отчетливо: импортная видеотехника улавливает самое малейшее колебание света.

- Образ стал светиться через два дня после того, как я принёс его из дома, - рассказывает Альберт Алексеевич. - Прихожу я в храм, а мужики, работавшие здесь, говорят: "Смотри, икона-то светится!". Гляжу - и вправду.

В своё время он собственноручно сделал этот образ для своей мамы. Вырезал из церковного календаря репродукцию, приклеил её на изоплиту и вставил в глубокую деревянную раму-оклад. Пять лет возле иконы слёзно молилась недвижимая женщина. Но свет стал исходить от образа только в церкви.

Теперь в Свято-Никольский храм - настоящее паломничество. И не только местных жителей. Приезжают из областного центра, из других городов. Потому двери церкви не закрываются до позднего вечера. Всем дают возможность убедиться, что здесь происходит настоящее чудо. Люди уезжают потрясённые. Удивительно, что светится именно самодельная икона, репродукция, а не та, настоящая, старого письма, которая стоит рядом.

 

п. Усть-Кубенское, Вологодская обл.

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы