Торговая служба Новоспасского монастыря

Русская Берёза

Каталог Православное Христианство.Ру


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Февраль 2006

Содержание номера       Главная страница номера

"Деревянная" поэзия

Татьяна СМИРНОВА

Только на личном опыте можно постичь волнение сердца, которое испытывает человек, находясь в храме за Божественной литургией. Но чувствуешь нечто особенное, когда стоишь на службе в маленьком деревянном храме. Душу греют теплота и мягкость охристых тонов бревенчатых стен, приглушенный свет кованых подсвечников, изящная простота древнерусского храмового убранства, в котором нет излишеств, - вся эта атмосфера создается поэзией дерева и переносит нас во времена преп. Сергия Радонежского.

В наш век стремительных технологий находятся люди, которые осознанно погружаются в старину средневековой Руси, черпая в глуби веков вдохновение. Диакон Николай ВИГИЛЯНСКИЙ уже семь лет занимается строительством деревянных домов и храмов в традиции древнерусского зодчества. С ним беседует Татьяна СМИРНОВА.

- Отец Николай, где Вы научились этому мастерству?

- Я окончил плотницкие курсы Петра Карелина. Он известен тем, что с семнадцати лет ездил по Русскому Северу и занимался реставрацией древних деревянных памятников архитектуры. Но настоящую школу я прошел на объектах в разных уголках России.

- Я знаю, что Вы окончили литературный институт. Как Вам удается быть одновременно священнослужителем, руководителем строительной организации и переводчиком фран-цузской литературы?

- Начнем с того, что мои переводческие опыты окончились дипломной работой. Литературный институт послужил мне как основа для общего развития. Параллельно с учебой в институте я регентовал в монастырском хоре, а на плотницких курсах окончательно выбрал профессию.

- Вероятно, такое решение было неожиданностью для Ваших родителей, а может быть, и для Вас?

- И да, и нет. Анализируя впоследствии этот мой важный жизненный шаг, я понял, что предпосылки к тому существовали уже давно. Строительное дело стало интересовать меня с тех пор, когда ребенком отец возил меня в Ленинградскую область к своему другу архитектору и строителю Александру Сёмочкину. Этот незаурядный человек, окончив строительно-инженерный институт в Ленинграде, бросил городскую жизнь и уехал в деревню. Сам построил дом, сам сделал мебель, мастерскую. Еще тогда он взволновал мое детское воображение удивительными рассказами о старых мастерах и их инструментах.

Служение в церкви нисколько не ограничивает меня, а придает моему занятию особую глубину. Ведь и преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский владели этим ремеслом. Да и Сам Христос был "тектонов Сын", т.е. Сын плотника, как считали люди.

- Именно это Вы и хотели подчеркнуть, назвав Вашу строительную организацию "Тектон"?

- Да, именно так.

- Скажите, как далеко ушли современные технологии от традиционного русского деревянного зодчества?

- Человеку свойственно искать способы облегчить и ускорить свой труд. И это неплохо. Изобретения человеческого гения в области механики или электроники вызывают у меня восторг. Прогресс как результат пытливой работы человеческой мысли - явление созидательное, а потому положительное. Другое дело, что время, высвобождаемое в результате усовершенствования труда, человек, как всегда, бездумно бросает в никуда. Кроме того, как ни парадоксально, вместе с прогрессом, т.е. с возможностью быстро, в большом объеме и качественно производить разные "блага", у человека появился соблазн наживы, когда качество остается вне сферы его интересов. Сегодня, куда ни глянь, нас окружает бутафория даже на предметном уровне: массивные деревянные балки мореного дуба при ближайшем рассмотрении оказываются пенопластовыми панелями, мощные булыжники в отделке фундамента - пластиком, а мраморные колонны просто искусно раскрашены.

В деревянном домостроении в последнее время стало широко применяться оцилиндрованное бревно. Это быстро и удобно, вот только срок службы такого бревна - лет пятьдесят, а постройки из натуральных бревен радуют глаз многие столетия, да и выглядят как-то естественнее. Ведь бревенчатые стены переносят нас в прошлое не только дышащим древностью обликом, но и своим возрастом: бревна к моменту заготовки имеют вековую историю.

- Вы строите, как во времена Сергия Радонежского?

- Да, технология практически не изменилась. Конечно, мы пользуемся благами цивилизации: применяем бензопилу, электроинструменты, подъемные механизмы, но все это лишь дополняет, а не заменяет ручной инструмент, выкованный по образцу древних.

- По радио "Радонеж" можно было услышать приглашение посещать Ваши курсы древнерусского зодчества. Сейчас Вы продолжаете принимать учеников?

- Конечно. Наши плотницкие бригады целиком создаются на основе выпускников курсов: чрезвычайно важно, что все работают по одной методике, в одном стиле. Мы трудимся не для престижа, не ради денег, а потому, что каждый работающий в нашей организации в душе - художник.

Всем, желающим присоединиться к нам, сообщаем наш телефон: 8-(495)-743-69-05.

 


Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU