Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Август 2005

Содержание номера       Главная страница номера

БАМ православный

Юрий Михайлович БАЖЕНОВ

  (Окончание. Начало в № 6,7)

Потом мы посетили Свято-Покровский женский монастырь, пока единственный на БАМе.

Монастырь располагался в конце Красной Пресни. Деревянное церковное здание с пристроенной колокольней, сестринский корпус, а также несколько снятых с тележек багажных вагонов образовывали монастырский комплекс. С обителью меня познакомила настоятельница мать Ксения и старейшая насельница схимонахиня мать Евпраксия. Пока в монастыре три монахини, есть послушницы. Обитель принимает паломников, в основном паломниц из окрестных посёлков и других населённых пунктов БАМа. Он единственный на тысячи километров в округе, поэтому едут сюда издалека. Сёстры занимаются птицеводством, редких племенных кур привезли аж из Ставрополья, и возделывают огород. В местном-то климате! Но ничего, говорят, с молитвой кое-что вырастает.

Попрощавшись с гостеприимными насельницами, я пошёл знакомиться с городом.

БАМ строила вся страна, соответственно, его столицу возводили московские строители и проектировщики, потому центральная улица города - Красная Пресня, да и остальная топонимика почти вся связана со столицей России. Весь город застроен панельными пяти-девяти-двенадцатиэтажками, а в центре - четыре красных башни в шестнадцать этажей. Вообще, Тында очень напоминает города Подмосковья. Что-то в её облике было и от Черноголовки, и от Киевского, и от Истры. Здесь меня не покидало ощущение того, что я нахожусь гораздо ближе к столице, чем на самом деле.

Мне ещё предстояла всенощная в храме-вагоне, которую служили отец Иннокентий и отец Антоний и на которой присутствовали представители из администрации города. Видимо, работе миссионерского вагона здесь придавалось довольно большое значение. Завтра он отправлялся на восток. Мне же предстоял путь на запад.

Церковь св. Марии Магдалины в пос. Чара

Ближайшей моей целью была станция Юктали - первая крупная станция к западу от Тынды. В Юктали находилась база старателей артели "Селигдар", и у меня была возможность посетить участок золотодобычи, который находился за Становым хребтом. Тяжело гружёный состав полз медленно, но к утру, мы уже были на месте, в Юктали.

В этом посёлке, построенном челябинскими строителями, я жил три дня. Мне удалось посетить участок золотодобычи Кабактан, находящийся за перевалом в соседней Якутии, а также лагерь оленеводов из посёлка Усть-Нюкжа. Было много интересных встреч со старателями и с "оленными людьми" - эвенками.

Церковь Св. Апостола
Андрея Первозванного в пос. Новая Чара

 

Следующим пунктом была Новая Чара. На вокзале дежурная по станции "утешила" меня, что пассажирский поезд будет только послезавтра. У перрона одиноко стоял маневровый тепловоз с прицепленным крытым грузовым вагоном. Такие здесь ласково называют "этэмка". Вокруг него суетились какие-то люди. Они не были похожи на путейцев, скорей на пассажиров. Так и оказалось. Маневровая "этэмка" была единственным транспортом на запад на ближайшие два дня. Проезд в ней - на усмотрение машиниста. Однако машинист взял всех. Кабина его "этэмки" напоминала трамвай или вагон метро в "час пик". Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде, а главное - движение по БАМу продолжалось.

Отроги Северомуйского хребта

 

На станцию Хани прибыли к утру. Она - перевалочный пункт между Дальневосточной и Восточно-Сибирской железными дорогами. До Новой Чары отсюда ходит рабочий поезд, которым я и воспользовался.

Посёлок назван Новая Чара при строительстве БАМа в честь расположенной в 10 км к северу Чары, основанной в 20-х годах старателями. Здесь, пожалуй, самые красивые места не только БАМа, но и всего Забайкалья. О них написано несколько книг, сняты фильмы, сюда ездят туристы.

Меня в Новой Чаре больше интересовал приход св. апостола Андрея Первозванного, созданный здесь в 1995 году. Церковь я нашёл довольно быстро. Внешне она почти закончена, работы ведутся только по внутренней отделке. В поисках настоятеля, отца Игоря, я поехал в Старую Чару, в храм св. Марии Магдалины. Дело в том, что отец Игорь - единственный священник во всем Кодарском районе, и служит он сразу в двух приходах. Разница между двумя Чарами весьма разительная. Новая Чара - типичный бамовский посёлок с панельными пятиэтажками и огромным вокзалом, а архитектура старой Чары, в основном деревянная, - типична для Забайкалья: частные подворья и двухэтажные строения барачного типа. Недавно построенную церковь я нашёл в самом центре посёлка, на берегу живописнейшей реки Чары, которая в своё время дала название не только упомянутым посёлкам, но и редкому по красоте минералу чароиту, впервые найденному в этих местах.

Церковь в селе Байкальское

 

Из рассказа отца Игоря выходило, что хотя старая Чара основана гораздо раньше, но прихожан больше именно в Новой Чаре. Получалось, что веру принесли с собой в эти места приезжие. Как бы то там ни было, оба прихода живут и развиваются, несмотря на многочисленные трудности. Например, в Новой Чаре строительство храма несколько раз замораживали из-за несогласованности проектно-сметной документации с общим планом застройки. И это при том, что в посёлке с конца 80-х ничего не строилось. Стоят недостроенные пятиэтажки, брошенные. В Старой Чаре приходу помогают старатели, а также местный отдел Забайкальского казачьего войска. Приход св. апостола Андрея Первозванного, как бы продолжая дело апостола, ведёт большую миссионерскую работу в отдалённых деревнях и становищах, расположенных в малодоступных районах севера Читинской области…

Приходской дом в пос. Таксимо

 

На запад от Новой Чары ходит ежедневный поезд до Северобайкальска. Я поехал в храм посёлка Таксимо. После Новой Чары линия железной дороги проходит по живописнейшим отрогам Кодарского хребта. Не уступают им по красоте и озёра Леприндо. Вообще этот участок считается красивейшим местом БАМа, потому и привлекает множество туристов. Не редкий гость в этих местах и фирменный туристский поезд "Русь", пассажиры которого заплатили не одну тысячу долларов или евро за возможность проехать по БАМу.

Сам посёлок Таксимо довольно большой. Он является центром Муйского района Бурятии, основным перевалочным пунктом до "золотой" столицы края, города Бодайбо. Когда начинается "старательский сезон", на местном вокзале, говорят, не протолкнуться. Сам посёлок строили латвийские строители, но достроить не успели, началась "перестройка" и всем стало не до этого. Поэтому Таксимо состоит как бы из двух частей. Новая застроена в основном блочными пятиэтажками, и несколько деревянных коттеджей в национальном латвийском стиле, живописно расположившихся в сосновом бору на окраине городского парка, как уголок Рижского взморья, перенесённый в бурятскую тайгу. Среди достопримечательностей Таксимо необходимо отметить памятник геологам, которые погибли здесь при проведении изыскательских работ в 30-х годах. Он представляет собой гидросамолёт, который разбился при посадке на воды озера.

Свято-Покровский православный приход располагается в старой части посёлка в обычном доме. Новое каменное здание церкви строится недалеко от вокзала, на краю живописного участка тайги, отведённого под городской парк. Кроме того, здесь имелись общины баптистов и старообрядцев. В приходском доме мне сказали, что батюшка отсутствует в связи с тяжбой, которую приход ведёт с местными старообрядцами. О последних удалось выяснить только, что это очень странная секта, которая, очевидно, не имела никакого отношения к традиционному русскому старообрядчеству. Местные "старообрядцы" походили скорее на одну из ветвей беспоповского толка и называли их более привычным термином "старообрядцы" исключительно для удобства. Наличие подобной общины в Таксимо было достаточно странным. Известно, что ещё с конца XVII века множество людей, несогласных с церковными реформами патриарха Никона, искали убежище в различных удалённых уголках Империи и за её пределами, постепенно разделяясь на множество ветвей и толков, т.е. сект. Но посёлок Таксимо - совсем молодой, до начала строительства БАМа его просто не существовало. Откуда же здесь "старообрядцы"? В Таксимо больше ничего выяснить не удалось и встретиться с батюшкой тоже. Надо было отправляться дальше.

Строительство церкви в пос. Таксимо

 

Вечерело, и стало очевидным, что проехать засветло по легендарному Чёртову мосту невозможно. Пассажирские поезда его проходили глубокой ночью, а это одно из красивейших мест на БАМе, как и долина Чары. Именно здесь проходит Северомуйский тоннель, сданный недавно в эксплуатацию. Его строительство продолжалось более 30 лет и, безусловно, являлось одним из наиболее сложных горнотехнических проектов, реализованных в мире. Когда тоннель не был построен, поезда ходили по т.н. Северомуйскому обходу, на котором в был построен Чёртов мост, получивший своё название из-за сложности этого участка магистрали, которая здесь делает крутой вираж. Достаточно сказать, что, проходя через это сооружение, машинисты без труда видят хвост ведомого состава.

Когда я проснулся в общем вагоне поезда Новая Чара - Северобайкальск, - было уже светло. За окном проплывал до боли знакомый пейзаж с сопками, покрытыми таёжным редколесьем. Вдруг они как-то неожиданно закончились, и я увидел его "Славное море, священный Байкал", к самой северной оконечности которого как раз и приближался поезд. Дальше, до самого Северобайкальска, линия железной дороги была проложена вдоль берега, и из окна вагона можно было любоваться величественными пейзажами легендарного моря. Иначе здесь Байкал и не называют. Берег был изрезан бухтами, и для прокладки железнодорожной линии пришлось пройти несколько тоннелей. Перед каждым из них поезд останавливался, и я заметил на входном портале так хорошо знакомую каждому жителю столицы большую красную букву "М". Оказывается, эти тоннели проектировали и строили специалисты Мосметростроя.

Северобайкальск. Второй по значению город на БАМе и одна из крупнейших станций. Огромный вокзал, уступающий разве что тындинскому, расположен в двух шагах от озера Байкал. Найти православный приход в Северобайкальске оказалось трудно. Почти все, к кому я обращался, либо разводили руками, либо отправляли в некий "храм Христа Спасителя".

"Храм Христа Спасителя" при ближайшем рассмотрении оказался баптистским молельным домом под названием "церковь спасения во Христе". Поиски православного храма привели меня к городскому парку, на окраине которого, как и в Таксимо, был заложен фундамент оного. Только в отличие от Таксимо, где работа двигалась довольно интенсивно, здесь стройка была явно заморожена. Как мне потом объяснили, это из-за нехватки средств в городском бюджете. Приход Казан- ской иконы Божией Матери временно располагался в бывшем магазине. Здесь, как и в Таксимо, меня ждала неудача. Настоятель отец Михаил уехал "за море", т.е. на другую сторону Байкала.

Город Северобайкальск основан в качестве столицы западного участка БАМа. И, как вторую столицу магистрали, его спроектировали и построили специалисты из "второй столицы" России, Санкт-Петербурга (Ленинграда). Хотя на архитектурном облике города это, по-моему, никак не отразилось, в отличие от Тынды, в которой просматривается облик тогдашних московских новостроек.

На местном рынке можно купить байкальского омуля. Настойчивые таксисты предлагали посетить одну из жемчужин Байкала - старинное село Байкальское, находящееся в сорока километрах отсюда на юг. Свободного времени было много, и я решил съездить, узнав, что недавно в селе Байкальское восстановлена церковь, существовавшая ещё до революции.

Дорога проходила по красивому берегу знаменитого озера. На одном из крутых обрывов была оборудована смотровая площадка, с которой можно было видеть туманные сопки противоположного берега. Водитель-азербайджанец рассказывал о том, как он попал сюда в середине семидесятых по комсомольской путёвке прямо из Баку, да так с тех пор и осел в этих краях.

Байкальское - типичное крепкое сибирское село, с добротными деревянными домами-подворьями и без каких-либо признаков упадка или угасания. Его жители занимались в основном рыболовством, добывали знаменитого омуля. Сельская церковь была отреставрирована совсем недавно.

Мы вернулись в Северобайкальск. Попрощавшись со словоохотливым шофёром, я направился к приходскому дому напрямик. Пройдя приблизительно два квартала от вокзала, я обнаружил в глубине жилого массива очень странное сооружение. Крепость не крепость, церковь не церковь… Что-то очень напоминающее декорацию к русской народной сказке. Какая-то вычурность и неестественность была во всём облике здания, огороженного высоким забором и увенчанного православными крестами. Ощущение было такое, что там, за забором, должны были обитать именно сказочные персонажи, а не обычные люди. А контраст данного сооружения с блочно-панельным окружением придавал всему некий дополнительный колорит.

В том, что это и есть убежище таинственных "старообрядцев", сомнений у меня не было. Но вот кто они, что и кого представляют и пойдут ли на контакт? Я решил всё же попробовать. Подойдя к массивным воротам, постучал старомодным молотком. Звонка не было. Интересно, а электричество и водопровод у них есть? Я оглянулся и заметил провода, тянувшиеся от ближайшего столба к башенке, из которой торчал крюк с вполне современными керамическими изоляторами. Значит, не совсем в средневековье пребывают обитатели странного замка.

Открыла мне немолодая женщина, одетая в потёртый свитер и спортивные брюки. На всякий случай сделал вид, что уверен, что нахожусь в гостях у местной православной общины. Женщина представилась Ниной. Рассказать о своей общине и о том, во что они верят и что проповедуют, она не отказалась, но не разрешила ничего ни фотографировать, ни записывать на диктофон.

Данная секта (надо называть вещи своими именами) носила гордое звание Русская Православная Апостольская Церковь - РПАЦ. Своего негативного и даже враждебного отношения к церковной иерархии моя собеседница даже не скрывала. В их учении ничего общего не было ни с традиционными старообрядцами разных толков, ни с Суздальским расколом (хотя аббревиатура получается та же самая), ни даже с богородичниками или духоборами. Когда же я осторожно спросил об отношении к Декларации митрополита Сергия 1927 года, катакомбной церкви, зарубежной иерархии, то Нина, похоже, даже не поняла, о чём идёт речь. Церковной истории здесь явно не учили. Видимо, не было надобности. Как и во всякой секте, - чем меньше её адепты знают, тем лучше для руководства, "духовных" и прочих "гуру" и "пастырей".

Учение этой новоявленной секты показалось мне каким-то запредельно странным. Основано оно на извращённой интерпретации книги пророка Иезекииля, в которой неоднократно упоминается слово "бам", точнее "бама" (предложный падеж: "на баме", абсолютно созвучен нашему привычному "на БАМе"). "И Я говорил им: что за высота, куда ходите вы? Поэтому именем Бама называется она до сего дня" (Иез. ХХ, 29). В переводе с древнееврейского "бама" означает "холм", "возвышенность", а также место языческих жертвоприношений. (Библейская энциклопедия. Сост. арх. Никифор. Репринтное издание. М., 1991). Короче говоря, по учению секты выходило, что в настоящее время спасения можно достичь только на БАМе. Здесь комментарии излишни.

…Скорый поезд Северобайкальск - Красноярск отсчитывал последние километры БАМа. Позади остались знаменитые когда-то Кунерма, Магистральный, Звёздный. Вот состав прогрохотал по мосту через широченную реку. Это могла быть только Лена, а значит рядом одноимённая станция, откуда почти 30 лет назад начиналась великая магистраль, стройка века, опередившая своё время и вошедшая в память целого поколения, ставшая судьбой для тысяч и тысяч молодых людей со всех концов огромной страны. Их труд не пропал даром, несмотря на все прошедшие социальные катаклизмы и потрясения. Освящённая светом Веры Православной, магистраль работает и будет работать на благо России.

Байкало-Амурская магистраль

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU