Торговая служба Новоспасского монастыря

Каталог Православное Христианство.Ру



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов




Июль 2005

Содержание номера       Главная страница номера

Благословение на крест

Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА

Успенский собор
Московского Кремля

 

23 июля 1625 года 380 лет со дня положения ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

После Смутного времени, восстановив самодержавную власть в 1613 году, лежащая в развалинах Древняя Русь стала возрождаться уже в качестве Великой Российской Империи, а Москва стремительно утверждала себя как Третий Рим. Наш стольный град окончательно стал Третьим Римом, то есть центром Православной веры, в тот день, когда в Москву была принесена риза Господня. Она была для будущей Российской Империи как благословение, как духовный фундамент.

Всё наше величие, сила и громадность строились вовсе не имперскими амбициями русских людей, - какие амбиции, еле живы остались после смуты начала XVII века. Просто на земле нужен был Третий Рим, доколе не вышли времена и сроки, и для построения его никого достойнее простодушных православных русских людей, видимо, на земле в то время не было. Вот и дал Господь нашим предкам величие, силу, громадность территорий, державное самосознание. Ведь это не власть и слава, а Крест и ответственность за все православные страны на земле, последний форпост, удерживающий пришествие антихриста. Благословение на этот Крест мы получили от Креста Христова, от ризы, которую сняли с Господа перед Его распятием. Эта риза была свидетельницей страданий Христа и сама пострадала: её разодрали на четыре части так, чтобы каждому из распинавших Господа воинов досталось по части. Да сбудется реченное в Писании: "Разделили ризы Мои и об одежде Моей бросали жребий" (Ин. 19, 24).

По преданию один из воинов, стоявших у Креста Христова, был родом из Иверии - Грузии. Видимо, после Воскресения Христова он уверовал в Сына Божия, потому что сохранил свою часть ризы как великую святыню и, вернувшись на родину, подарил её своей благочестивой сестре. Она, умирая, завещала положить ризу в свою могилу. Более трёх столетий риза Господня лежала в Иверийской земле и освятила её всю.

Грузия - святая земля. Это чувствуешь каждый раз, когда приезжаешь сюда. Всё здесь прекрасно какой-то даже неземной красотой. В IV веке, когда Грузия приняла христианство, ризу Господню (предание о ней жило в народе всё это время, и место, где она лежала, чтили как святое) нетленной вынули из земли, и она до начала XVII века пребывала в драгоценном ковчеге во Мцхетском соборе первосвятителей Иверских. А потом была похищена персами во время одного из грабительских походов, опустошавших в те времена Грузию.

После Смутного времени на Руси, казалось бы, и своих дел хватало. На ноги бы встать, порядок бы навести. Но в русском человеке вдруг просыпаются невиданные силы. Начинается стремительное освоение Сибири, движение к Тихому океану. На пустовавших доселе землях строятся новые города, монастыри, храмы. Скоро все они станут русскими.

И в это же время Русь стремится помочь отделённой, но единоверной Грузии, которую в те времена страшно разорил персидский шах Аббас. Кахетинский царь Теймураз I в 1619 году писал царю Михаилу Романову: "Лучше бы у матери моей утроба пересохла, и я бы не родился, нежели видеть, что Православная христианская вера и земля Иверская на моих глазах разоряются; в церквях имя Божие не славится, и они стоят все пусты". Тогда Теймураз умолял Русь помочь Грузии. И на Соборе духовенства и земства Кахетия, Карталиния и Имеретия (вся Иверия) были приняты в подданство русского царя со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть с того времени защита прекрасной Грузии ложилась на плечи русского воина без всякого прибытка для России, ради Христа, потому что без нашей помощи ни одного грузина не осталось бы.

Шах Аббас не хотел вступать в войну с Россией, оставил в покое Иверию, отправил в 1625 году посольство в Москву с дарами, желая показать русскому царю своё мирное и дружеское расположение. Среди этих даров была и риза Господня в золотом ковчеге, похищенная персами из Мцхетского собора. Патриарх Филарет, отец царя Михаила Романова, и все русские святители рассудили, что слепо доверять магометанам невозможно: ту ли ризу-то в ковчег положили? Надо молить Бога, чтобы открыл им истину. Постились и молились, а в Неделю Крестопоклонную Великого поста Патриарх, совершив в Успенском соборе Кремля Всенощное бдение, повелел возлагать ризу на больных. Так равноапостольная Елена возлагала найденные по её повелению кресты на мёртвого человека, воскресшего, когда его осенил Крест Христов. И было дано знамение свыше о ризе Господней: больные получили исцеление. Тогда в честь принесения ризы Иисуса Христа в Москву был установлен праздник 10 (23) июля и составлена служба ему.

Ковчег с драгоценной святыней был поставлен в специально устроенном для него медном шатре у западной стены Успенского собора, а затем в алтаре в пределе во имя апостолов Петра и Павла.

Щедрая Москва отдавала частицы ризы Господней и в Софийский собор Киева, и в Костромской Ипатьевский монастырь, в храмы Санкт-Петербурга и в храм пророка Илии в Ярославле. После революции, в 1919 году, золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, исчез вместе с лежавшей в нём ризой из Успенского собора. Но, к счастью, в музее Московского Кремля сохранились фрагменты ризы Господней.

И, верим, доколе частицы ризы Христовой хранятся в Москве, будет стоять Третий Рим, а четвёртому не бывати.

Москва

Обсудить статью на форуме

Содержание номера       Главная страница номера       Начало страницы

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU