Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Ноябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Долг служения Отечеству

Николай Васильевич Маслов,
президент историко-патриотического общества "Наследники Александра Невского"

Николай Васильевич Маслов

 История нашего Отечества учит, что нравственное состояние общества и его благополучие связаны неразрывно. Многие русские святые - преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский рассматривают общественное служение как христианский долг. "Христианин, делаясь членом Церкви, не перестаёт быть и членом общества, - писал епископ Феофан. - Он должен, принявши христианство, освятить им и своё служение обществу. Общество и служение ему есть лучшее поприще для обнаружения и укрепления духа благочестия. Плод служения Отечеству столь велик, сколь велика награда добродетели. Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу...".

Но, к сожалению, и в нашей православной среде находятся люди, которые говорят: "Как служить Отечеству, если в стране плохое правительство, как молиться за него?" На этот вопрос опять можно ответить словами Феофана Затворника, который говорил: "Всякое начальство поставляется ради подчинённых пользы и по достоинству их". Отечеству можно послужить и своей личной жизнью, личным примером христианина. Каждый человек должен понять свою роль в обществе и соответственно сориентироваться на том или ином отрезке жизненного пути. Общественное служение помогает человеку искоренить гордость и своеволие, приобрести смирение и послушание. "Осуществление христианского идеала, как и вообще осуществление нравственного совершенствования, не может с быть делом только личным, но необходимо нуждается в общественной организации. Отношение личности к Отечеству, выражающееся в истинном патриотизме, представляет более высокую ступень нравственности", - писал В.С Соловьёв. Служение обществу должно быть проникнуто любовью к людям и Отечеству. Патриотизм - это такое же естественное чувство, как и любовь человека к самому себе. Например, святитель Феофан Затворник призывал всех находящихся на государственной службе заботиться о чистоте нравов и искоренять пороки, хранить национальный дух, характер и добрые обычаи своего народа, заимствуя у других стран только то, что не входит в противоречие с ними. И в первую очередь епископ Феофан адресовал этот призыв властям.

Преподобный Серафим Саровский считал недостаток патриотизма и преданности Родине тяжким грехом и одной из причин страданий человечества. "Христианин, - учил преподобный Серафим, - должен быть всегда готов жертвовать всем, даже, если нужно, самой жизнью, для блага Церкви и Родины".

За годы так называемых реформ в России изменились общественные устои, произошло социальное расслоение общества, растёт безработица, ведётся целенаправленная пропаганда насилия, наживы любой ценой. В такой ситуации трудно взращивать в детях духовность, чувство патриотизма, любовь к Отечеству. Мало изменить умы людей, надо ещё воспитать их души. Это одна из важнейших задач, которые стоят перед нами сегодня и которые мы обязаны решить. Недаром сказано: "Воспитывать - значит определять судьбу нации".

Сама жизнь побуждает нас вновь и вновь обращаться к духовному наследию великих старцев и подвижников, к отечественным святыням. Одной из таких святынь является знаменитая Глинская пустынь, которая в течение пяти столетий является одним из центров духовного просвещения. Своей подвижнической деятельностью Глинские старцы оказывали влияние на все слои общества. За советом и наставлением к ним обращались государственные мужи, полководцы и государи.

Идеи активного общественного служения христиан пронизывают и труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), воспитанника Глинской пустыни, замечательного пастыря, богослова и педагога. Отцу Иоанну принадлежат вдохновенные слова: "Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдёт путь для проявления своей любви к Отечеству. Примеры прошедших столетий учат нас необходимости обязательного участия в жизни общества, нашего государства. Это, по учению святых отцов и современных подвижников, наш долг. К исполнению его должны побуждать нас любовь к ближнему, к нашей Родине. Как писал святитель Феофан Затворник: "..дела общественные, от которых зависит состояние домов и обществ, суть Богом определённые дела, и исполнения их есть хождение в делах Божиих".

Но не нужно забывать о правильности нашего выбора.

"Не будь скор в избрании в должности общественные, государственные, а будь осмотрителен, осторожен.

Если говорить об избрании неосмотрительном, то такое избрание есть участие в чужих грехах. Но если избрание было пристрастным, своекорыстным, то во главу таких избирателей падёт почти вся тяжесть грехов, злых дел, произведённых недостойным образом.

Если вы не будете вникать в то, имеет ли избираемый способности и сведения, необходимые для дел, к которым избирается, и ручаются ли правила его жизни и прежние дела за то, что он с пользой общественной будет проходить государственное служение, которое вы хотите вверить ему. Если потом, вследствие столь внимательного и небеспристрастного избрания, избранный вами будет попирать правду, и суд станет оправдывать неправду богатых и сильных, в таком случае вы сами явитесь разрушителями общественного благосостояния.

Остерегись, избиратель, чтобы ничего такого не случилось, будь внимателен. Не допусти последствий избрания, нежелательных для общества, ни для тебя" (из трудов Митрополита Филарета (Дроздова), 1853 г.).

В своих наставлениях схиархимандрит Иоанн (Маслов) часто говорил: "Начинайте с сегодняшнего дня!" Пусть эти слова будут и для всех нас тем самым нравственным импульсом, который подвигает нас с сегодняшнего дня на жертвенное служение нашему дорогому Отечеству.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU