Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Ноябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

протоиерей Александр Шаргунов

 Батюшка, в этом году 10 лет, как появился Общественный комитет "За нравственное возрождение Отечества". Дата круглая, но поздравлять с этим событием как-то не хочется. Многие вначале над Вами иронизировали вместо того, чтобы поддержать. Помню, известный Никита Струве смеялся: "Где вы видели антихриста в Москве?" А теперь уже лавина непотребства свалилась на нас. Кажется, антихрист вот-вот явится собственной персоной. Н. Маркарян, г. Москва

 

Да, сейчас не только перестали существовать в так называемых художественных фильмах и сериалах и шоу на телевидении нравственные идеалы, а пропагандируется откровенная преступность. Модный сериал "Бригада" - на деле банда - романтизирует уголовников, сбившихся в тесную стайку, где понятие "бандит" стало не клеймом, а просто профессией. Бригада - то, что в советские годы называлось "бригадный подряд" на заводе или в колхозе. Это откровенное издевательство надо всем, втягивание молодых неразвитых людей в уголовщину. Показана лёгкая роскошная жизнь неработающих молодых мужчин-бандитов. Типичный сатанинский соблазн. Недаром по стране прокатилась серия преступлений наспех сколоченных "бригад" из несовершеннолетних, откровенно признающихся, что действовали по сценарию этого сериала. А такие наши фильмы, да ещё и самые низкопробные американские, заполняют телевидение. Хотя надо признать, что как бы ни были безнравственны и кровавы иностранные фильмы, там не делают грабителей и убийц героями, как в сериале "Бригада" или в недавно получившем премию фильме "Бумер". Там зло, как правило, наказуемо.

Как говорил Геббельс, чем пропаганда примитивнее, тем она действеннее. И пропаганда порнографии рассчитана на детские неокрепшие умы. Мол, это "круто", модно. Особенно "музыкальная порнография", рекламирующая содомские грехи. Чего стоят такие слова в молодёжном шлягере: "Мальчик-гей, будь со мной понаглей, от стыда не красней, мальчик-гей, положись на друзей". Или концерт "Тату" в Красноярске для детей 10-15 лет, где две шлюшки изображали лесбиянок, а потом призвали зрителей следовать их примеру: мальчики должны целоваться с мальчиками, а девочки с девочками. Некоторые дети при этом забрались на сцену. За это их награждали бутылками с газировкой. Над сценой висел большой плакат: "Союз правых сил". И лесбиянки в перерывах между раздачей детям презервативов скандировали: "Союз! Правых! Сил!" В добавление к этому спрашивали у собравшихся детей, не захватили ли они с собой вибраторы. Союз правых сил оплатил это беснование.

"Горе тем, кто соблазнит одного из малых сих". Понимают ли все эти взрослые шоумены и продюсеры, какое Божие наказание ожидает их, ведущих молодёжь в преисподнюю? Верим, что это вопиющее преступление против детей и нравственности не останется безнаказанным и на земле.

 

Сейчас многие любят говорить слова Евангелия: "Отдавайте кесарю кесарево". Прикрывая этим своё предательство и всё, что угодно.

А. Кулаковский, г. Москва

 

Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: "Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово". Оно определяет решительно отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно даёт христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама.

Где и когда Христос произнёс это слово, которое стало законом? В Иерусалиме, за несколько дней до Своих крестных страданий, когда с разных сторон всё делали, чтобы избавиться от Него, и изыскивали, как скомпрометировать Его. Ловушка была построена весьма искусно. Платить подати императору, римской оккупационной власти, означало признать её как законную власть. Однако "фундаменталистски" настроенные иудеи выступали против этого. Они предпочитали террор, вооружённую борьбу против римлян. Многие из них кончили жизнь на кресте, как два разбойника, казнённых одновременно с Господом.

Фарисеи, задававшие вопрос Господу, были за компромисс: ради сохранения мира, считали они, надо платить налоги. Когда придёт Мессия, Он освободит Свой народ от римского ига. Если Христос объявит Себя Мессией, Он должен отказаться платить подати. Если Он так сделает, они могут предать Его римлянам как бунтовщика. Если Он не сделает так, Он не есть обещанный Искупитель. Господь, видя их намерение, обличает их в лицемерии: "Покажите римскую монету. Разве вы не видите на ней изображение и подпись римского императора? Зачем же вы берёте эту монету в руки, в то время как изображение человека запрещено иудеям? Монета принадлежит императору, так отдавайте её ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит".

Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом. Все диктаторы пытались завладеть не только деньгами своих подданных, но также их душой. Они хотели обладать одни всем человеком. Полностью. Так поступал Гитлер и так поступал Сталин. Вот почему Церковь Христова была им ненавистна. С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идёт о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. На монетах изображение и надписание императора, так отдавайте их ему, потому что они принадлежат ему. Вы же носите в себе изображение Божие, образ Божий, ибо человек создан по образу Божию. Отдавайте же ваши сердца, вашу жизнь Тому, Кому они принадлежат. "Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово". Эти слова всегда напоминают нам, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но всё должно быть на своём месте. Они - только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое на первое место, и остальное само займёт своё место.

 

Мне кажется, сейчас нам угрожают две опасности: толерантность, терпимость ко злу, и нетерпимость сектантская к заблуждающимся людям.

П. Леонтьев

 

Очень точный диагноз. Действительно, с одной стороны, эта зыбкая толерантность, безразличие к добру и злу: "Что мы можем сделать? У каждого свои понятия о совести. И в конце концов, не надо сгущать краски. Может быть, это и не такое уж страшное зло". Иными словами, не надо противостоять лжи, пропаганде растления, неслыханной несправедливости в нашем обществе.

А с другой стороны, то, что диаметрально противоположно этому - именно сектантская, как Вы говорите, обособленность, нетерпимость по отношению к слишком многим: "Эти люди ничего не знают кроме животных радостей, для чего им жизнь дана, непонятно". Очень знаком нам взгляд фарисея, который смотрит на всех свысока, а себя поставляет в число праведников.

По поводу толерантности. Господь ясно показывает, что Он не знает никаких компромиссов в сражении со злом. Благо для нас, что не существует никакого согласия между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 15). Невозможно для Бога называть добром то, что является злом. Невозможно для Господа нашего заключить мир с несправедливостью, нечистотой и ложью. Его святость делает Его абсолютно неспособным принять в Себя малейшую каплю эгоизма.

Мы помним Его предельно ясные, сильные слова против соблазнов. "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18, 8). И "если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный" (Мф. 18, 8). Сражение против зла является в такой степени неотъемлемой частью нашей жизни, что Господь включает это в нашу каждодневную постоянную молитву: "И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого".

И в то же время, и именно потому что так ненавидит Господь грех, Он любит грешников. Мы помним, что с мытарями и грешниками Он ест и пьёт. Потому что не здоровые нуждаются во враче, но болящие. Как врач не бежит от больного, так Христос - от грешника. Он образ даёт нам, как мы должны вести себя по отношению к тому, кто делает зло.

Мы видим сегодня попытку оправдания самого ужасного зла, насаждения греха как нормы. Господь показывает нам, что зло остаётся злом. Он не говорит, что мытари, сборщики налогов и пособники оккупантов, имеют право обирать народ. Но вместо того, чтобы уничтожить их, Он и им предлагает возможность исцеления.

И каждый из нас исповедует себя перед Чашей Христовой первым из грешников.

 

Что ждёт всех нас, на что надеяться? Ясно, что лучше не будет. Что будет завтра, какие ещё ждут нас катастрофы, когда не будет электричества, тепла, газа, как мы уже наблюдаем в течение последних лет в целых районах нашей страны? П. Сухонин, г. Кольчугино, Владимирской обл.

 

Откуда у нас недостаток доверия Богу? Почему наша жизнь так полна тревоги, почему наша вера так слаба? Потому что мы не сделали ясно наш выбор. Потому что мы, как говорит Евангелие, хотим служить Богу, но также и маммоне.

Нельзя сказать, что мы не имеем доверия Богу. Но это доверие не всецелое. Из-за этого разделения нашего сердца и происходит наша тревога.

Беды, о которых Вы пишете, действительно могут произойти. Чем же поможет нам тогда доверие Богу? Я думаю, что оно может помочь нам в двойном смысле. Во-первых, как говорит псалом, "я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба" (Пс. 36, 25).

А во-вторых, кто полагается на Бога, тот не ищет обязательно благополучной жизни. Он избирает скорее путь скромности и мира. Благополучие - ненасытный господин. Кто служит ему, не будет никогда иметь достаточно, но будет иметь много тревог.

Несколько лет назад по приглашению православного священника я был в Америке и познакомился с православным греком, разорившимся миллионером. Он взволнованно рассказывал мне, какой великой милостью Божией было для него лишение богатства. До этого он не видел белого света, денно и нощно погружённый в заботы о своём бизнесе. А теперь он увидел, что есть небо, птицы, деревья, богатства искусства. А самое главное -Церковь, в которую он имеет возможность ходить почти каждый день. Но дело не в этом. Он и раньше был верующим человеком. Но если раньше внешних сил для служения Богу и людям у него было как будто больше, то теперь он ощутил в своей жизни, несравненно более скромной, присутствие силы Божией.

Кто уповает на Бога, тот будет довольствоваться малым. И будет иметь мир в душе. Кто будет стараться угодить Богу, тот будет всегда узнавать на своём опыте, как внимателен в помощи нам Бог. Даже в самом малом, в самых обыденных вещах. Насколько Бог даёт нам почувствовать, что Он наш Отец, Который реально заботится о нас, ведя нас "многими скорбями" в Своё Царство.

Нельзя с благодарностью принять от Бога великие испытания, не имея в сердце Божией благодати. А путь к обретению её лежит через научение тайне целостной христианской жизни. Кто любит Бога и знает благодать Его, тот будет всё больше устремляться к Нему, благословляя Его за любые лишения и даже отнятие жизни. Потому что Пасха Христова - это не только Крест, но и Воскресение.

В издательстве "Русский Дом" Вы можете приобрести книгу протоиерея Александра Шаргунова "Последнее оружие".



Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU