Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Ноябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Барби вход закрыт

Андрей Викторович БОРИСОГЛЕБСКИЙ

 В то время, когда после революции .разрушалось "всё до основания" -особенно национальное, русское, - словно вопреки творившейся вокруг вакханалии, был создан глубоко национальный по своей сути Музей игрушки. Его основателем был Николай Дмитриевич Байтрам - художник, деятель русского земства, коллекционер. Собственно, его коллекция и легла в основу музея. "Была глубокая вера в своё правое начинание и большая к нему любовь", - вспоминает дочь Байтрама, А.Н. Изергина, замечательный художник, автор знаменитого игрушечного Буратино. "Дети, идите в свой музей!" - звала первая афиша. И дети шли. В 20-е годы Музей игрушки по посещаемости считался вторым после Третьяковки. Поначалу он располагался на Пречистенке, в помещении нынешнего музея им. А.С. Пушкина, а в 1931 г. был перемещён в Сергиев Посад.

Это место было выбрано не случайно. Сергиев Посад возник по приказу Екатерины Великой в 1782 г. как поселение вокруг Троице-Сергиевого монастыря, основанного в XIV в. Сергием Радонежским. В XIX в. этот город был настоящей столицей русской игрушки: 80% здешних жителей являлись игрушечных дел мастерами. Сергиево-Посадские игрушки создавались на любой вкус: резные, из папье-маше, тряпичные... Одна из экспозиций музея как раз и знакомит посетителей с историей местной игрушки. А ещё здесь обязательно вспомнят легенду, по которой сам преподобный Сергий Радонежский выстругивал из дерева игрушки и раздавал местным детям. Одна из самых старинных игрушек музея - как раз из того, XIV в. В 30-е годы в связи с переводом в Сергиев Посад Музея игрушки была осуществлена и идея создания научной школы по формированию советской игрушки. В 1932 г. здесь был создан ВНИИ игрушки. Несколько лет назад его переименовали в Институт товаров для детей. И хотя он продолжает функционировать, но, увы, не в прежнем масштабе: свёрнута научная деятельность, сокращены до минимума мощности опытного производства.

Российская отрасль по производству игрушек, имевшая свою славную историю, в последнее десятилетие была попросту задушена. Последний и самый ощутимый удар был произведён в начале этого века по флагману отрасли - знаменитой московской Фабрике им. 8 марта, которая в советское время являлась основным производителем кукол и была неоднократным победителем различных международных выставок. Это предприятие было создано ещё в 1922 г. как артель и располагалось в Москве, в районе Проспекта мира. В конце 90-х годов фабрика была акционирована и стала называться АО "Кумир". Но нашлись "добрые" люди, которые позарились на землю под многочисленными фабричными цехами.

Эти самые "добряки" скупили значительную часть акций предприятия, а потом обанкротили его. На месте бывшей фабрики сейчас уже стоит элитное жильё.

Когда фабрику игрушек вышвыривали из родных стен, руководители АО, чтобы не пропадать добру, позвонили в Сергиев Посад и предложили купить ассортиментный кабинет, в котором собраны лучшие образцы за всю историю этого предприятия. Сейчас это одна из лучших экспозиций музея - "Куклы ушедшего века". Особенно запоминается коллекция, сделанная к 45-летию Победы: куклы в одежде партизан, солдат и моряков.

Увы, доля отечественных товаров на российском рынке за последние 10 лет резко сократилась. Сегодня она не превышает 6-10%. В отсутствие отечественных игрушек современные дети выбирают Барби, конструкторы, а также различных монстров и мутантов - персонажей мультфильмов. Кроме того, всё большей популярностью пользуются компьютерные игры. По мнению многих специалистов, эти забавы не только не способствуют гармоничному развитию ребёнка, но и калечат его психику. Львиную долю сегодняшнего рынка игрушек - порядка 70% - занимают игрушки китайского производства. 20% приходится на европейские - из Польши, Германии и Испании. И - вдумайтесь в эти цифры - только 10% (!) - российские.

Главный хранитель музея - Тамара Никитична Атюшева, побывавшая с выставками во многих странах, рассказывает, что подобное положение вещей не только в России, но и на Западе, где основную часть игрушечной продукции также получают из Китая. А всё дело в том, что в Поднебесной научились делать Барби по американской лицензии и, благодаря дешёвой рабочей силе и низкой себестоимости, поставили производство кукол на такой поток, что никто в мире с ними не в состоянии конкурировать. Но в России эта ситуация, конечно же, усугубляется самым настоящим развалом отрасли. И здесь показателен тот же Сергиев Посад, где на ладан дышат две фабрики игрушек, благополучие которых осталось в прошлом. А ведь во всём мире игрушечное производство - одно из самых рентабельных. Может быть, нашему родному Правительству стоит поддерживать отечественного производителя не только в области автомобилестроения?

И всё же цепочка по выращиванию кадров игрушечной отрасли окончательно не прервалась. В том же Сергиевом Посаде, кроме музея и НИИ, продолжает функционировать ещё и колледж игрушки. В нём готовятся специалисты по проектированию и рисованию детской продукции. Недавно студенты колледжа с большим успехом провели в музее юбилейную выставку, доказав всем, что не перевелись ещё таланты на Руси. Только вот где они теперь будут применять эти таланты? На всю страну осталось 2-3 нормально работающих производства, хотя спрос на российскую игрушку в десятки раз больше!

Сколько лет ещё будет сохраняться такая ситуация, когда русскую игрушку русские дети могут увидеть только в музее - Бог весть! Хорошо, хоть музей продолжает существовать, благодаря, конечно, энтузиазму его работников. К сведению - научный сотрудник музея получает зарплату в 2 тыс. рублей. А ещё этому уникальному музею помогает держаться на плаву, конечно же, центральная экспозиция - коллекция игрушек детей последнего российского императора Николая II, которую, время от времени, руководство музея вынуждено отправлять за оплату на выставки за границу.

Эти игрушки были привезены в Сергиев Посад в 1932 г. из Александровского дворца Царского Села. На них до сих пор сохраняются надписи: "Детская половина. Учебная комната младших княжён", "Игральная наследника" - по месту своей былой "прописки". Куклы очень дорогие и красивые. Их царевнам давали поиграть только по праздникам, а в остальное время дозволяли только любоваться. И хотя сделаны куклы были в Германии и Франции, но одеты в национальные костюмы народов России. Будущих правительниц воспитывали в духе дружбы народов. Много было печатных игр, чтобы дети не развлекались, а трудились. Отдельное место в экспозиции занимает огромная деревянная лошадка-качалка, передававшаяся детям царской семьи по наследству ещё от Екатерины Великой.

А вот в игральной цесаревича Алексея преобладают военные игрушки: модели винтовок, солдатики, игры, в том числе и настольно-печатные, связанные с тактикой ведения боя. Рядом - лото, знакомящее с царской фамилией. Но много игр, в которых ребёнок сам мог применить своё творчество. Например, конструктор санкт-петербургского производства, который называется "Юный часовщик". Из его деталек можно создать часы, которые будут ходить. Но особенно поражает воображение электрифицированная железная дорога, состоящая более чем из 100 предметов: настоящий миниатюрный состав поезда, проходивший через здание вокзала, пакгаузы, тоннели, Эта огромная игра расставлялась на территории всей комнаты. По тем временам это было настоящее чудо. В скором времени игрушки детей царской семьи отправятся на выставку в США.

На сегодняшний день самый крупный музей игрушек в мире расположен в Лондоне - "Тотал Грин", основанный в XIX в. Очень большая коллекция собрана в Нюрнбергском и Золинбергском музеях в Германии. С недавних пор стали появляться подобные музеи и в России. Это Музей уникальных кукол Вишневской, рядом с театром "Ленком", и галерея Вахтангова в ЦЦХ. Открыты и два музея в Питере: там собирают современные авторские игрушки профессиональных художников, Эти куклы стоят огромных денег, которых у Сергиево-Посадского музея просто нет. Да и формат, как говорится, у него совершенно другой.

- Эти авторские куклы - штучный товар - для украшения, а не для детей, - считает директор музея Александр Умарович Греков. -" Это не наше. У нас - тёплое, народное, для детей. То, во что играли наши бабушки и дедушки. Мы развиваем и продолжаем это. Здесь наша жизнь, наши руки, чувства, слезы и смех.

Сергиев Посад

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU