Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Ноябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Вырастить наследников

Иеромонах МАКАРИЙ

 Воспитание - штучная работа

Почему дети ходят в церковь? Ясное дело, потому что их водят родители. Год водят, другой водят, десять лет водят. Но сколько это может продолжаться? И, в конце концов, по достижении 13-15-летнего возраста наступает момент, когда сын или дочь говорит отцу и матери с той или иной степенью вежливости, дерзости или равнодушия: "Я в церковь не пойду". Или... Или в начале Великого Поста, когда наши храмы убраны во всё чёрное, когда прихожане молчаливее, службы длинней, а духовенство утомленнее обычного, когда мы читаем Великий Канон и молитву св. Ефрема Сирина с земными поклонами, в церкви появляются юноши и девушки. Как и все остальные, они крестятся, кланяются, зажигают свечи, внимают службе; лица их хорошо знакомы - но что-то в них есть странное и непривычное. Сначала и не поймёшь, что именно - а затем осознаёшь, что они в первый раз сами пришли в храм. Их никто не привёл. Никто не уговаривал, не увещевал, не призывал, не указывал. Они пришли потому, что Господь зовёт их - своих наследников по обетованию - на Свою строгую и торжественную службу. Воспитание - штучная работа. Современная школа, конечно, производит впечатление какой-то поточной линии. А само бесценное изделие - душа человека - формируется родителями и педагогами путём тщательной и кропотливой "ручной подгонки", строго индивидуально.

Неисчислимые беды своим детям причиняют неумные родители, оправдываясь такими фразами, как "Я прочитала в одной книжке, что ребёнка не надо наказывать" или "Батюшка сказал, что с детьми надо быть построже". Вероятно, любая из таких рекомендаций имеет свой смысл, свою область применения - но, прежде всего, откуда вы взяли, что это сказано про вашего сына или вашу дочь? Кому-то необходима уступчивость и мягкость, кто-то другой страдает без твёрдой, решительной руки...

В результате рвутся связи между родителями и детьми, нормальный ребёнок превращается в "трудного" подростка, а затем - в озлобленного на весь мир и в первую очередь на своих родителей молодого человека...

Итак, когда вы прочтёте или услышите, что "каждый мальчик - это будущий защитник Отечества" или "в каждой девочке необходимо воспитать будущую мать", задумайтесь, заслуживает ли доверия источник таких требований. Большинству, но не всем юношам предстоит служить в Вооруженных Силах; большинство, но не все девушки станут жёнами и матерями.

Почему это так важно? Да потому, что категорических требований - нравственных абсолютов - у нас в жизни совсем не много, и когда возникает ложный (или лживый) абсолют, он неизбежно занимает место истинного - и тогда рушится весь строй наших нравственных ценностей. Мы не всегда должны воспитывать в девочках материнские, а в мальчиках солдатские качества (уместно, кстати, спросить: почему не отцовские?) - хотя нередко это помогает делу. Но мы всегда, с абсолютным упорством и непреклонной настойчивостью, обязаны воспитывать в наших детях качества христианской души. Шеренга персонажей со страниц семейных альбомов и учебников истории почтительно расходится в стороны, чтобы дать место Первому Учителю наших детей - Христу.

Только вот знаем ли мы Его сами? Достаточно ли мы с Ним знакомы, чтобы довести Его до сердец наших детей? Не завязло ли наше собственное сердце на "вычитывании" и "выстаивании" вместо общей, искренней молитвы? Не изгоняем ли мы Его прочь нашим упрямством и невежеством, не заменяем ли Его присутствие у себя в доме бесчисленными запретами, претензиями, требованиями и указаниями - а потом удивляемся, почему наш дом не похож на Малую Церковь, а наши дети - на христиан?..

Одна женщина пыталась оправдать своё безбожие тем, что, по её мнению, "в Церкви слишком много запретов". Помимо собственной неосведомлённости, она выдала стратегию дьявола, впрочем, и без неё хорошо известную: переложить на Господа плоды своего злого умысла. Насилием над свободной волей человека дьявол не только пугает идущих в Церковь, но и умудряется преградить туда путь юным душам. И насилие это исходит от самых близких людей... Из-за чего? Из-за того, что насилие очень просто: оно куда проще подвига любви, которого требует от нас Господь и ждут от нас наши дети.

"К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу", - напоминает нам апостол. В рабстве вырастить наследников невозможно. Свобода требует от нас отваги и труда - терпения, смирения, внимания к "мелочам", отказа от своих амбиций и желаний, -словом, всего того, о чём мы читаем в Евангелии. Тогда и нашим детям мы сможем передать бесценное наследие Христа.

Иваново

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU