Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Октябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Ответы протоиерея Александра Шаргунова

Протоиерей Александр Шаргунов

 Дорогой отец Александр!

Прежде всего, я хотела бы поблагодарить алтарников Вашего храма за мужество и бесстрашие, которое они проявили, защищая от сатанистов церковные святыни в Центре имени Сахарова.

Я в церковь стала ходить недавно. Прошедшим Великим постом я начала читать Библию, как призвал нас батюшка. И пришла в недоумение. Как понять картины кровавой жестокости в Ветхом Завете? Это всё по повелению Божию? Где же Божие милосердие?

И в Новом Завете тоже пока не всё понимаю. Написано у апостола Павла: "Бог - спаситель всех человеков". А на Тайной Вечери Христос говорит: "Не о всем мире молю". Ведь одно явно противоречит другому.

М. Барабанова, г. Москва

Речь идёт о том, как значительна жизнь, что она не кончается здесь. И о том, как велика наша ответственность. Бог даровал человеку безмерную свободу. И хотя далеко мог зайти человек в выборе зла, Бог не оставляет его. Однако зло реально и последствия его ужасны. При этом человек (человечество) не может жить без правды и истины - ни во времени, ни в вечности.

"Не о всем мире молю", - говорит Господь. Но, прежде всего, о тех, благодаря кому в роде человеческом может сохраниться истина.

И Всемирный потоп был, несмотря на кажущуюся жестокость, проявлением заботы Божией о всём человечестве. Чтобы спасти одну чистую ветвь, нужно было отсечь все остальные, настолько прогнившие, что они могли заразить смертельной болезнью и эту, единственную здоровую. И тогда всё древо человеческого рода навеки погибло бы.

Точно такой же смысл имело истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Если бы не сохранился в человечестве тот остаток, о котором говорит апостол Павел, не явился бы из него Мессия - Христос, Спаситель всего человечества.

Велико было развращение допотопных людей и язычников, но благодаря пришествию в мир Христа для них среди ада воссиял свет. Об этом говорит апостол Пётр: "Христос находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега" (1 Пет. 3, 19). Те из них, кто принял эту проповедь, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Потому так смертельно опасен всякий компромисс с ложью - якобы ради спасения всех, якобы ради Церкви и даже - якобы ради Господа. "Не говори: ради Господа я согрешил. Ибо Он не имеет надобности в муже грешном. То, что Он ненавидит, не должно делать" (Сир. 15, 11-12).

Не о всем мире молится Христос - что это значит? Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного дал за него. Христос молится о нём и умирает за весь мир.

Пока в мире будет хоть один человек, до конца верный истине, мир ещё будет иметь смысл своего существования.

Смерть Христа на Кресте и Его Воскресение относятся ко всем, в том числе и к незнающим об этом людям. Здесь проходит испытание глубины нашей веры. Как бы ни были люди духовно мертвы, даже если они являются врагами Божиими, есть ещё в них надежда, пока хранится в роде человеческом истина и святыня Креста.

 

Мы все видим, какими бесстыдными рекламами наполнились наши улицы. И с каждым годом становится всё хуже, так что стыдно порой и в метро заходить. А как ходить с детьми мимо всего этого? Несколько лет назад, я помню, даже священники принимали участие в акциях против этого непотребства. Имеет ли это продолжение сегодня?

Е. Лапина, г. Москва

Это была просто нормальная реакция человека, который ещё способен на что-то реагировать. И это было наше, если хотите, юродство.

Ветхозаветные пророки и известные нам русские Христа ради юродивые имели такой обычай. Когда слова становились неадекватными, они драматизировали то, что они хотели донести до других.

Пророк Исайя ходил всюду нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о том, как поведёт царь Ассирийский молодых и старых нагими и босыми и с обнажёнными чреслами в посрамление Египту (Ис. 20, 3-4). Пророк Иеремия сделал узы и ярмо и возложил их себе на выю, в знамение рабства Вавилонскому царю Навуходоносору (Иер. 27, 2). А пророк Иезекииль взял острый нож, бритву брадобреев, и водил его по голове и по бороде своей, пророчествуя о Иерусалиме, который поступает нечестивее язычников (Иез. 5, 1-4).

Мы живём в стране, где демографическая ситуация для мирного времени является беспрецедентной, не имеющей аналогов в истории. Где молодёжь подкупают развратом, наркотиками, лёгкой сладкой жизнью, мягкими наказаниями за преступления. Где снимается последний покров сакральности с каждого человека, даже с его горя, его одиночества. Где мозг всех, как у тараканов, направляется на одну область. Где деторождение, воспитание детей, все чувства, культура как будто уже не существуют. Где ставится Каинова печать на всех идущих по улицам наших городов - не во что верить, нечего любить, нет смысла, ради которого стоило бы жить. Где нет ни угрызений совести, ни стыда, а есть только нечистая сила, утверждающая своё господство и бесстыдство.

Конечно, священники не дерзали сравнивать себя с пророками и юродивыми. Но то, что они делали, было в этом смысле пророческим жестом. Призывом ко всем нормальным людям не сдавать наших детей без боя, без единого выстрела. Разумеется, не дело священников этим заниматься постоянно. Они только показали, до чего мы дошли и что нельзя больше бездействовать.

Кто отозвался на такую проповедь священников? Что означает наше участие в многотысячных крестных ходах по нынешнему Содому - уж не освящение ли беззакония? Если бы казаки, хоругвеносцы (какие там есть ещё у нас ультраправославные патриотические организации?) занялись этим; если бы в каждом православном приходе нашёлся хотя бы десяток неравнодушных людей, то устроители Содома наверняка бы дрогнули.

 

Вы много пишете, и не без основания, о торжестве зла в сегодняшнем мире. Одной рукой строят храмы, а другой - губят души. Уже дошли до публичного поругания православных святынь. Также Вы много говорите о Кресте Христовом. А ведь Бог говорит: "Утешайте, утешайте люди Моя". Утешайте нас, пожалуйста. А то слишком всё непереносимо.

Т. Окунь, г. Иркутск

Крест Христов и есть высшее утешение. И в нём одном - непобедимая победа над всяким торжеством зла.

Слово Церкви и слово священника всегда крестное и всегда о Кресте. По мере умножения в мире зла и по мере приближения Второго Пришествия Христова всё яснее воздвигается перед нами Крест. Чтобы мы приняли радостное участие в том, что совершает для нас Господь.

Самое главное, что мы должны помнить - пусть никакое зло не страшит нас. Что бы ни было - "от Меня это было", говорит Господь через преподобного Серафима Вырицкого. Эти слова должны быть у нас всегда в памяти.

Где умножается в мире грех, там избыточествует благодать. Сам Бог утешает порою, как никто не может утешить. Своею благодатью. Думаю, что многие из нас, если не большинство, знают, как милостив бывает Господь к тем, кто живёт решимостью не уступить ни в чём злу. И тем более милостив, чем больше скорбей.

И Господь спрашивает нас, готовы ли мы исполнить то, что мы обещали Ему в час благодати. У Него есть причины спрашивать об этом. Потому что более чем когда-либо Крест является сегодня знамением прорекаемым. С ненавистью большей, чем у императора Адриана, построившего капища на месте Голгофы, больше чем у персов, некогда похитивших Святой Крест, чем у большевиков, сбивавших с храмов кресты и взрывавших храмы, служители антихриста ополчаются сегодня против Креста.

Их цель ныне - профанировать изображение Креста, сделать его ничего не значащим. Мы часто говорим, что одна из главных черт нашего времени - обессоливание соли, обессмысливайте смысла. И это значит, прежде всего - упразднение Креста как знамения нашего спасения. И для них важнее всего вырвать это сокровище из сердец тех, кто знают благодать, знают, что Христос воскрес, и исполнены решимости идти вслед Христу. Добиться того, чтобы все (по крайней мере, большинство) сняли нательные крестики - это ещё не всё. Но "прельстить, если возможно, избранных" - вот что для врага всего нужнее.

Потому всякий, кому по милости Божией было дано вкусить вечную жизнь, должен быть готов к особым искушениям и особым испытаниям, зная, что победа уже одержана Богом. И единственный смысл нашей жизни, всех наших искушений и испытаний - в том, чтобы войти Крестом, Его и нашим, в радость Господа своего. В Христову пасхальную победу. Враг знает, а мы должны несравненно лучше это знать, что без Креста не может быть Воскресения. Всякий верующий, кто хочет быть свидетелем Христовым, не будет оставлен Господом никогда.

 

Как Вы, относитесь к словам Кьеркегора: "Если бы Христос пришёл в наше время, Его бы не предали смерти, а просто высмеяли бы"?

Н. Зайцев, г. Москва

 

В заповедях блаженства нам каждый день напоминают о такого рода перспективе мученичества. "Блаженны изгнанные правды ради", "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".

Господь говорит о мучениках истины. Разумеется, всякий мученик есть свидетель Истины, Которая есть Сам Христос, и Церкви, от которой он воспринял свою христианскую веру. И кроме предания на мучения и смерть за Христа и Его Церковь, Его гонители, вдохновляемые диаволом, не останавливаются ни перед какой ложью и клеветой. Истина будет называться ложью. Ибо не только "будут поносить вас и всячески неправедно злословить за Меня", но будут принуждать отказаться от самих себя и заявлять публично, что "не существует никаких гонений на Церковь".

Это глумление над истиной - черта последних времен. Было время, когда мученики умирали, свидетельствуя принародно о славе Христовой (это выражение можно встретить во всех мартирологах).

Мы знаем, как идеологии XX и XXI веков унижают человека, чтобы уничтожить истину. Предельное уничижение мучеников заключается в том, чтобы лишить их возможности свидетельства. Они не могут свидетельствовать никому ни о чём, и их смерть имеет смысл, сокрытый от мира и явленный Богом.

"Если бы Христос пришёл в наше время, - приводите Вы слова Кьеркегора, - Его бы не предали смерти, а просто высмеяли бы".

Известно изречение Сталина (и аналогичное у Гитлера): "Не делайте из них мучеников". Гитлер говорил: "Некоторых я предпочитаю не делать мучениками. Мне довольно выставить их как грубых преступников. Я срываю с них маску благопристойности, и если этого оказывается недостаточно, показываю их перед всеми смешными и ничтожными". За этими декларациями нельзя не услышать голос Ницше, любимого писателя Гитлера, который в своём "антихристе" так обращается к "богословам", то есть к верующим во Христа: "Неужели вы думаете, что мы дадим вам стать мучениками за вашу ложь?" Здесь говорит сам диавол, представляя истину ложью, а мученика - преступником.

Однако отец лжи, клеветник, не перестает быть человекоубийцей. Одно никак не исключает другого. И за потоками его грязи прольются новые реки крови мучеников. Враг рода человеческого не перестаёт употреблять все имеющиеся у него средства.

Так пытались убить смехом религию, выпуская юмористические журналы "Безбожник", "Антирелигиозник". А сегодня - "МК", "Мегаполис-экспресс" и пр., ихже несть числа.

Так убийству святых Царственных мучеников сопутствовали самые гнусные клеветы и насмешки не только в пред- и послереволюционные годы. Но и сегодня, уже после официальной канонизации, с ещё большей ненавистью и изощрённостью выступает, по выражению святого праведного Иоанна Кронштадтского, та же "известная публика". Пусть никто не сомневается, что технологии телевидения, которые мы наблюдали недавно накануне так называемых президентских выборов, будут использованы со всей диавольской мощью против нас.

Этими предельными страданиями, согласно Евангелию, открывается для мучеников блаженство Царства Христова. Столкновение между истиной и ложью завершится судебными процессами: над свидетелями истины. Наступает время, когда Евангелие Христово и правда Его предстанут перед судом кесаря и судом мира.


Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU