Служба торговли Новоспасского монастыря



Каталог Православное Христианство.Ру

Октябрь 2004

Содержание номера       Главная страница номера

Есть единая Осетия

Галина Александровна РАДАЕВА

 27октября - 230 лет назад было подписано соглашение с осетинским посольством в Петербурге о добровольном присоединении Осетии к России.

Недавно семисоттысячная Северная Осетия торжественно отметила три знаменательные даты в истории этой северокавказской республики.

230 лет назад Центральная Осетия, которая сегодня разделена на Южную (формально находящуюся в составе Грузии, с населением около 50 тысяч человек) и Северную, добровольно вошла под протекцию Всемилостивейшей государыни Российской Екатерины II. А спустя ровно 10 лет на берегу Терека, у входа в Дарьяльское ущелье была заложена крепость Владикавказ. Наконец, 80 лет назад была создана Северо-Осетинская автономия, ставшая, по словам президента Северной Осетии-Алании Александра Сергеевича Дзасохова, "первой формой политической самостоятельности осетинского народа в новое время".

Торжества начались в Моздоке, в только что отреставрированном здании, где 230 лет назад было подписано соглашение с осетинским посольством в Петербурге о присоединении Осетии к России. Основная часть праздничных мероприятий, среди которых - театрализованные представления, выставки национально-культурных центров, республиканский фестиваль спорта, в котором приняли участие около пяти тысяч молодых спортсменов и Всероссийская научно-практическая конференция "Осетия и Кавказ в российском историческом и культурном пространстве" - прошли в столице республики Владикавказе. - Об Осетии и осетинах говорят как о народе, изначально и неизменно лояльном политическому продвижению и упрочению России на Кавказе, как о кавказском народе, "внутриимперская" судьба которого оказалась наиболее благополучной, - говорит Александр Дзасохов. - Правда в том, что в Осетии никогда не было серьёзных колебаний в выборе, скажем современным языком, "геополитических" предпочтений. Её элиты, её народ не знали катастрофических внутренних расколов, проходящих по линии выбора - "с Россией" или "вне России". Становясь и став частью России, Осетия не знала кризисов, подводящих её народ на грань общенациональной катастрофы. Наверное, потому, что у неё был опыт таких катастроф в дороссийский период. Благополучие осетинской национальной судьбы в великой стране, наверное, в том, что российский выбор никогда не встречал серьёзного внутреннего вызова, он всегда был подлинно народным и передавался из поколения в поколение. Изначально идея вхождения осетинских обществ в состав России не была верхушечной затеей отдельных элит или сугубым продуктом внешнеполитической конъюнктуры. Именно потому никакие жертвы мы не считаем напрасными и никакие из эпох - потерянными. Вхождение в Россию было массовым, народным "проектом" - чем, собственно, и обусловлена глубина осетинской интеграции в российское общество и последующее её относительное благополучие.

Осетия - часть истории России, часть её самой. У нас одна история, все драматические повороты которой соединены в судьбах наших отцов и детей. А с кем же быть, если не со своей собственной страной? За двести лет осетины, и далеко не только они, сформировались именно как российский народ, с комплексом современных представлений, может быть, иллюзий и мифов о своей стране, о её силе и слабостях. Все испытания, все взлёты и падения, надежды и заблуждения России осетины прошли вместе со страной. Только один пример. Будущим летом страна отмечает юбилей великой Победы. От Маньчжурии до Берлина спят в земле осетинские солдаты России. У нас в республике есть такой памятник - Семь журавлей, летящих над головой женщины. Это памятник семи братьям Газдановым, не вернувшимся с Отечественной войны.

В 1921 году была создана Горская советская республика - своего рода федерация национальных округов ряда северокавказских народов (осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей и казаков). 7 июля 1924 года образуется Северо-Осетинская автономная область, которая в 1936 году преобразуется в автономную республику. Сложившееся ещё в имперской России административное разделение территорий осетинских обществ по Главному Кавказскому хребту между Терской областью и Тифлисской губернией оказалось закреплено после 1917-1921 годов в административном разделении этих территорий между Горской и Грузинской советскими республиками (соответственно на Северо-Осетинскую и Юго-Осетинскую автономные области в их составе).

Демонтаж Горской республики привёл к повышению статуса Северо-Осетинской автономии до уровня автономной республики. Южная Осетия осталась областью. Уже тогда, в начале 1920-х годов, выдвигались предложения об административно-территориальном объединении двух осетинских автономий и включении их в состав Грузии. Осетинам не пришёлся по душе этот план. До начала 1980-х гг., когда вступил в строй без малого четырёхкилометровый Рокский тоннель, Осетия оставалась разделённой и в чисто географическом плане. Южная Осетия крепила хозяйственные и культурные связи с Грузией (иной раз не без издержек - например, здесь предпринимались попытки перевода осетинского языка на грузинский алфавит, тогда как осетины всегда пользовались кириллицей), Северная - с соседними российскими регионами.

Пребывание в рамках единого государства, в пределах общей политической системы делало необходимость объединения во многом формальной. Союзное государство с его единой политико-правовой системой позволяло сохранять единым культурное и социальное пространство Осетии. Административные границы союзных республик были условными и полностью прозрачными. И только развал СССР привёл к превращению этих линий на карте в настоящие границы с визами, таможнями, пограничниками и разными политическими режимами.

- Мы всегда оставались в едином государстве, и только после дезинтеграции Советского Союза наш народ оказался в разных государствах, по разные стороны Кавказского хребта, - поясняет президент Северной Осетии. - Разрушение советского государства и разъединение единого государственного пространства создали для Осетии не только проблему "оспариваемых территорий", но впервые превратили осетин в разделённый народ. Подобные проблемы привели к серьёзным конфликтам и появлению десятков тысяч беженцев.

Серьёзным испытанием для Северной Осетии стал грузино-осетинский конфликт 1989-1991 гг., в результате которого на территории республики оказались десятки тысяч осетин, бежавших из Южной Осетии и внутренних районов Грузии. К слову, ту же политику официальный Тбилиси продолжает и сейчас. По мнению экспертов, вскоре осетин в Грузии вовсе не останется. Отказ Тбилиси признать геноцидом события начала 1990-х гг., в ходе которых погибло около одного процента жителей Южной Осетии (для маленькой республики это огромная цифра), принять закон о реституции собственности, принадлежащей осетинским беженцам, и хотя бы начать возмещение ущерба, нанесённого республике в результате грузинской агрессии - 34 миллиарда рублей в ценах 1991 года - не позволяет юго-осетинам поверить в искренность нового грузинского руководства, говорящего о восстановлении территориальной целостности Грузии. И сейчас, когда в адрес Цхинвала всё громче звучат откровенные угрозы, юго-осетинское руководство напоминает, что Осетия входила в состав России в качестве единого целого.

- Южная Осетия не имеет к Грузии никакого отношения и уже 14 лет является независимым государством, - говорит президент РЮО Эдуард Кокойты.

- С момента прекращения существования Грузинской ССР и действия актов, подписанных в 1921 году между Россией и Грузией, Южная Осетия становится свободным субъектом международного права. В январе 1992 года 99% населения республики проголосовали на референдуме за независимость от Грузии и вхождение в состав РФ. Поэтому вопрос о статусе Южной Осетии не стоит на повестке дня. Ни о каком варианте вхождения в состав Грузии речь не идёт. Войти в состав РФ, восстановить историческую справедливость - мечта народа Южной Осетии.

Мы - форпост России, и останемся таким форпостом до конца. У нас действуют российские законы, на территории Южной Осетии проживает более 90 % граждан Российской Федерации. Мы подготовили и передали в Государственную Думу пакет документов, где рассмотрен правовой и исторический аспект проблемы, которые позволяют нам войти в состав Российской Федерации. Это сложная процедура, на которую, по российскому законодательству, необходимо согласие Тбилиси. Но, возможно, через определённое время Грузия будет вынуждена дать его, как бы она сейчас ни возражала. Пора нам избавляться от приставок "Южная" и "Северная", пора привыкать к тому, что есть единая Осетия.

Хочется верить, что именно на этом примере, не оставив в трудный момент братский православный народ, Россия докажет, что была и остаётся великой кавказской державой.

Северная Осетия

Мировой экономический кризис

Кольцо Патриотических Ресурсов

 


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU