14 июля - 1720 лет со дня мученической кончины бессребреников Космы и Дамиана
Жития святых, на которых воспитывались десятки поколений русских людей, учат многим вещам: смирению, терпению, вере, справедливости, любви к ближним, патриотизму. Эти добродетели происходят от евангельских заповедей, а они, как известно, ориентируют человека на Царство Небесное, о котором Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18, 36). Дух неотмирности и призыв к размышлению об инобытии пронизывает все сюжеты Четьих-Миней, кроме, пожалуй, одного. Есть там такое житие, которое заставляет задуматься не только о предметах небесных, но и о делах сугубо земных, ввести в фокус своего внимания здешнее наше бытие и задать себе философский вопрос: что же оно такое?
Это - Житие святых бессребреников Космы и Дамиана (по-русски Козьмы и Демьяна).
Жили в Риме два родных брата. Они получили хорошее образование, выучились врачебному искусству, которое после нескольких лет практики достигло у них высочайшего уровня. А практика была обширной - к ним обращались за исцелением тысячи больных, поскольку Косма и Дамиан не брали с пациентов денег и помогали восстановить здоровье так быстро и действенно, как не могли этого сделать другие врачи. Братья были глубоко верующими христианами и свои успехи в лечении людей приписывали не себе, а Богу, к Которому постоянно обращались с молитвой. А время то было для христиан суровое - конец III века. До легализации их веры оставались считанные десятилетия, но, как всегда это бывает, обречённая религия - в данном случае язычество - была перед своим уходом с исторической сцены особенно агрессивной.
Услышав о деятельности братьев и справедливо расценив её как убедительную пропаганду христианства, император Карин вызвал Косму и Дамиана на допрос и суд. Им предложили отречься от Распятого и принести жертву языческим богам, но они решительно отказались это сделать. Чем это должно было закончиться, совершенно ясно, но тут в ход событий вмешался Сам Господь. Присутствовавшего на процессе Кесаря внезапно поразила болезнь, и ему стало не до богословских диспутов.
Мучимый болью, он вспомнил, что на скамье подсудимых перед ним сидят знаменитые врачи - как бы мы сегодня сказали, светила медицины, - и взмолился, чтобы они как-то облегчили его страдания. Косма и Дамиан полностью исцелили императора, и он с благодарностью и почестями отпустил их домой. Выйдя на свободу, они продолжили свои "безмездные" врачевания, говоря тем, кто предлагал им деньги, "даром получили, даром и даем" (Мф. 10, 8). И дожили бы, наверное, до преклонных лет, увидев торжество Православия по всей империи при Константине Великом, если бы не были убиты по причине, совершенно не связанной с их христианской верой и её отстаиванием. В переводе на язык современной криминалистики, это было чисто бытовое убийство. Их успехам в лечении больных и их славе позавидовал бывший учитель братьев, преподавший им когда-то основы медицины, заманил в пустынное место и прикончил там, а тела бросил в реку. Это произошло в 284 г.
Почему эта история в течение семнадцати веков настолько волнует православных людей, что память римских братьев Космы и Дамиана, причисленных к лику святых, отмечается в храмах особенно торжественно? Почему на Руси воздвигнуто множество церквей, освящённых в их честь? Разгадка, видимо, кроется как раз в её простоте, которая заставляет нас посмотреть иначе на обычные и повседневные вещи и увидеть в них нечто глубокое и назидательное.
Житие Космы и Дамиана ставит перед нами два вопроса: если исцеление приходит от Бога, то зачем нужны врачи? И второй вопрос: поскольку не все врачи могут работать бесплатно, как бессребреники Косма и Дамиан, ибо им надо кормить семью, то как определить ту черту, за которой целитель становится сребролюбцем?
Отвечая на первый вопрос, вспомним то место из Евангелия, в котором идёт речь об исцелении Иисусом слепого. "Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит "посланный". Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим"(Ин. 9,6). Вот куда должны мы переадресовать нашу любознательность: зачем Христос делает какое-то брение и заставляет слепого войти в воду, когда Он мог бы просто сказать: "Да прозреют твои глаза", - и они тут же прозрели бы? Для чего был устроен Иисусом весь этот "спектакль"? Для того, конечно, чтобы по мере возможности замаскировать от окружающих Своё всемогущество. Иисус как бы говорит: исцеляю не Я, исцеляет брение, т. е. лекарство, а Я только искусный фармацевт, изготавливающий лекарство. Этим выполняется принцип, которого Бог придерживается постоянно, отходя от него лишь в тех случаях, когда это необходимо из педагогических соображений - создавать минимальное впечатление Своего вмешательства в земные дела. Бог вообще не вмешивался бы в них, ибо Он создавал вселенную как совершенные часы, не требующие перевода стрелок, но грехопадение человека испортило их механизм, и теперь их ход надо корректировать. Но видимость автономии материального мира должна сохраняться, иначе люди перестанут делать в нём свою работу и сложа руки будут глядеть на небеса, ожидая, что всё придёт оттуда. Человек сотворён, чтобы владычествовать "над всею землёю" (Быт. 1, 26), т. е. быть на ней хозяином. Косма и Дамиан лечили больных с Божией помощью, но лечили всё-таки они, люди, показывая этим всем остальным, что от людей тоже многое зависит. Вот и ответ на наш вопрос, подсказанный их житием: врачи нужны в нашем мире как одно из средств вовлечения человека в Божественную активность и через это в процесс приобщения к Самому Богу.
Что же касается вопроса о границе между правом профессионального целителя получать заслуженное вознаграждение и его сребролюбием, то сегодня её можно обозначить с полной определённостью, ибо мы приближаемся к временам, когда всё стремительно поляризуется и становится более грубым и резким, чем прежде. Критерий впадения целителя в грех сребролюбия нынче предельно упростился: он является сребролюбцем тогда, когда заведомо знает, что берёт деньги за мнимое исцеление. Наверное, такие шарлатаны существовали во все века, но в наш век, особенно в России, их стало столько, что житья от них нет. И самое страшное заключается в том, что они буквально оккупировали все средства массовой пропаганды - и печатные и электронные, - и с утра до вечера навязывают свои платные услуги всему населению страны. Можно представить, какие миллиарды текут в их руки от продажи всяких "нестаритов", "эваларов" и циркониевых браслетов, которые, как можно заподозрить по настойчивости их рекламирования, никого ни от чего не лечат. В Германии, чтобы разрешить лекарство к продаже, его три года испытывают в лабораториях - сначала на животных, потом на определённых группах пациентов, и только после такой тщательной проверки дают лицензию. У нас же, с нашими наивными представлениями о частном бизнесе и с коррупцией чиновников, выдающих сертификаты, в этой области возникает совершеннейший беспредел, наглое ограбление недугующих или просто мнительных людей - а их десятки миллионов, - который столь же преступен, как и грабёж наших природных ресурсов сырьевыми олигархами. Когда об этом спросили знаменитого врача академика Воробьёва, который действительно спасает тысячи жизней, он вдруг помрачнел и после паузы ответил: "Это наносит огромный вред здоровью нации и может быть пресечено только на государственном уровне..."
Вот какие раздумья приходят в голову в день памяти целителей-бессребреников Космы и Дамиана.