На Руси испокон веков медицина и православная вера были тесно
связаны между собой. И эта связь имеет глубокие корни.
Как свидетельствует Священное Писание, одним из доказательств
Божественного происхождения Иисуса Христа были многочисленные
исцеления безнадёжных больных и даже воскрешения из мёртвых. Апостолам
Духом Святым был ниспослан дар исцеления больных. Таким же даром
в большей или меньшей степени обладали многие святые угодники
Божий. А поскольку в среде священнослужителей и монашествующих
было немало образованнейших людей своего времени, Церковь являлась
средоточием письменных знаний и богатого опыта лечения различных
заболеваний. При монастырях создавались больницы, аптеки, возделывались
плантации лекарственных трав.
Закономерно, что на основе евангельских заповедей формировалась
нравственно-этическая база православной медицины - любовь и сострадание,
бескорыстие и жертвенность, самоотверженность и милосердие.
Когда медицина стала светской, православные традиции в ней ещё
долгое время сохранялись, поддерживались и укреплялись усилиями
как Церкви, так и государства.
Это было несложно, так как врачи в большинстве своём были верующими.
Именно это сочетание передовых знаний и крепкой веры давало поразительные
результаты. Недаром русские врачи считались лучшими в мире.
Вспомним Н. И. Пирогова, И. И. Мечникова, И. М. Сеченова, И.
Н. Павлова, десятки и сотни имён, навсегда оставивших свой след
в мировой медицине.
Вспомним тысячи земских врачей - талантливейших и образованнейших
людей, работавших в среде простого народа. Они воспринимали человека
как творение Божие, а не как набор органов и функций. Имея передовые
медицинские знания, они прекрасно понимали, что исцеляет Господь
через их усилия, и редко говорили "лечу", чаще - "пользую", то
есть приношу пользу больному.
Десятилетия государственного атеизма не могли не сказаться на
образе мысли и образе жизни врача. И, тем не менее, в советской
России была создана одна из лучших в мире систем здравоохранения.
Наши врачи высоко ценились за рубежом, и не в последнюю очередь
за свои морально-нравственные качества.
Беды, постигшие нашу страну в последние годы, больнее всего ударили
по медицине. Во много раз уменьшилось финансирование, медицинская
помощь стала платной и недоступной для большинства.
Основное право человека - право на жизнь и медицинскую помощь
- становится объектом купли-продажи. Врач невольно вовлекается
в подобные сделки. Больше всего человек доверяет священнику и
врачу. Но если священник руководствуется Священным Писанием, то
чем, кроме профессиональных знаний, руководствуется врач? Какие
нравственные и духовные ориентиры у него могут сформироваться
в нынешних условиях, если на телевидении и в прессе пропагандируются
преуспевающие дорогостоящие врачи, делающие свой бизнес на горе
и страданиях людей?
Сейчас наступило именно то время, когда нужно проповедовать Слово
Божие среди врачей всех возрастов, и особенно среди молодых.
Врачи разобщены, существуют лишь немногие профессиональные объединения,
но у них и задачи чисто профессиональные. Поэтому естественна
идея объединения врачей по религиозному признаку, в данном случае
создания общества православных врачей.
Нам представляется, что на первых этапах задачи общества православных
врачей должны быть примерно следующие: поиск, изучение и возрождение
основ православной медицины и её традиций; разоблачение деятельности
парамедицинских сект и других организаций; анализ и оценка подготавливаемых
к принятию правовых и других документов из гуманитарной области,
биологии, медицины и др.; профессиональная оценка, изучение и
регистрация случаев чудесных исцелений по молитвам и у Святых
мощей и их широкое освещение в средствах массовой информации;
медицинская помощь нуждающимся прихожанам под эгидой Русской Православной
Церкви; создание часовен и церквей в лечебных учреждениях.
Мы благодарны Господу за то, что по благословению покойного владыки
Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, именно
такое Общество православных врачей создано на базе Православного
Центра духовного просвещения благочиния церквей Кавказских Минеральных
Вод.
Уже на стадии создания общества, по благословению владыки Гедеона,
была подготовлена и освящена первая в крае часовня в честь Рождества
Христова в Кисловодском родильном доме. Причём инициатива исходила
от коллектива и его главного врача кандидата медицинских наук
Левченко Галины Михайловны.
Для часовни Свято-Никольский собор и Пантелеимоновский храм пожертвовали
церковную утварь и иконы, и 5 февраля 2000 г. благочинным протоиереем
Иоанном Знаменским в сослужении духовенства она была освящена.
Службы охотно посещают сотрудники и пациентки роддома, жители
близлежащих улиц. Уже были случаи чудес милостью Божией. Так,
родители пожелали крестить безнадёжного ребенка. Буквально на
следующий день он начал поправляться и вскоре был выписан. Нашему
примеру последовали и другие родильные дома края.
В одном только Кисловодске работают около тысячи врачей, а в
городах Кавказских Минеральных Вод - свыше пяти тысяч. Но попытками
объединения врачей на религиозной основе занимаются пока лишь
отдельные энтузиасты.
В связи с этим отрадно отметить, что в итоговый документ епархиальной
медико-педагогической конференции "Свято-Феодосиевские образовательные
чтения", состоявшейся на Кавказских Минеральных Водах 27-30 мая
2002 г., вошло наше предложение о создании при Ставропольском
епархиальном управлении медицинского отдела как единого центра
для объединения сил православных врачей края.
В начале 2003 года благочинным о. Иоанном Знаменским поставлена
задача создания обществ православных врачей в городах Ессентуки
и Пятигорск.