В этом году завершается поэтапная замена паспорта гражданина
СССР на паспорт гражданина Российской Федерации. Я, как и все
законопослушные граждане своей страны, тоже заменила старый паспорт
на новый.
Дома, разглядывая бланк новенького паспорта, с изумлением обнаружила:
наше правительство лишило нас национальности! Вы скажете: "А зачем
в паспорте национальность? Вся Европа и Америка живёт без национальности
и ничего, а мы что, хуже?". Наверное, хуже, поэтому правительство
России и решило поправить Конституцию. У нас в Конституции (ст.26,
п. 1) записано, что "каждый вправе определять и указывать свою
национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению
и указанию своей национальной принадлежности". По Конституции
у нас есть выбор - указывать свою национальность или нет, Конституция
РФ и федеральные законы пока ещё обязательны к исполнению на всей
территории Российской Федерации (ст.4, п.2). Но выбирать не пришлось:
наше правительство решило проблему национальности легко и просто
- выпустило Постановление о паспорте от 08.07.1997г. № 828 (в
редакции Постановлений Правительства РФ от 25.09.1999 № 1091,
от 05.01.2001 № 7) по которому графы "национальность" просто нет.
Как реализовать конституционное право тем гражданам России, которые
гордятся своим русским или нерусским происхождением и хотели бы
указать свою национальную принадлежность? Ни один из документов,
удостоверяющих личность, не содержит такой информации.
А может, родное правительство право? Какая там национальность,
- что в России осталось, скажем, русского, национального?
Даже земля - давно уже не национальное достояние, не собственность
государства, и уж точно не "Земля Русская".
Кстати, европейские и славянские страны, такие как, Украина и
маленькая Словакия, оставили национальность в паспорте, а в паспорте
граждан Греции даже сохранилась строка - "вероисповедание".
Но вернёмся к бланку нашего нового паспорта. Надеюсь, не все
ещё забыли, как выглядел старый паспорт. Он имел серию и номер
паспорта, именно - номер паспорта, обратите на это внимание! Сейчас
на второй странице нового паспорта тоже есть наборы цифр, но они,
согласно описанию бланка паспорта гражданина РФ, имеют вполне
определённое значение, а именно: "код подразделения", "личный
код".
Далее, шестнадцатая и семнадцатая страницы бланка паспорта предназначены
для внесения сведений о детях. На этих страницах расположена таблица,
в которую будут вносить такие данные как: "пол", "фамилия, имя,
отчество", "дата рождения" и, опять-таки, "личный код".
Пока что в строку "личный код" ещё не внесли информацию, но по
сгибу паспорта набор цифр имеется, и какую информацию они содержат,
неизвестно. Согласно Постановлению о паспорте (ст. 9. описания
бланка) - это зона для внесения машиносчитываемых записей. То
ли это серия и номер паспорта, то ли "код подразделения" и "личный
код". Возникают вопросы: что же такое "личный код"? Какая информация
содержится или будет содержаться в этом коде? Кем, как и в каких
случаях он будет использоваться? Имеет ли код отношение к ИНН
(идентификационный номер налогоплательщика)? Каков юридический
статус этого личного кода, где было опубликовано положение о "личном
коде", - если оно есть (в общем-то, должно быть, вопрос ведь нешуточный)?
Почему цифровая идентификация личности присваивается не только
гражданам России без их ведома, но и их детям с момента рождения?
В Конституции (ст. 17, п. 2) сказано, что "основные права и свободы
человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью.
Обязанность государства (ст. 2) - признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина.
Московская администрация пошла дальше. Она планирует к 2004 году
ввести электронные паспорта. В новый документ будет внесена максимальная
информация о человеке: банковский счёт, домашний адрес, вместо
имени - личный код, отпечатки пальцев и ИНН.
Новый проект "Электронная Москва" обойдётся бюджету города в
два миллиарда долларов. Внушительная сумма, особенно на фоне кризиса
коммунальной сферы, роста безработицы и т.д. Интересно, как безработный
сможет приобрести по электронному паспорту товар в магазине, если
денег в банке у него просто нет, или простой рабочий, который
не доверяет свои гроши нашим банкам и не пользуется его услугами?
Православные граждане также имеют законное право требовать, чтобы
их религиозные права и свободы уважались. Почему-то кажется, что
ответов на заданные мною вопросы я никогда не получу, и всё то,
что я имею право знать как гражданка России, так и останется тайной.
И это несмотря на то, что по Конституции, (ст. 24, п. 1) не допускается
сбор, хранение, использование и распространение информации о частной
жизни лица без его согласия, а также (п. 2 этой же статьи): "Органы
государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные
лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами
и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы,
если иное не предусмотрено законом". Однако этих действий и запретов
никто не выполнял, поэтому не удивляйтесь, если информация о вашей
личности или о вашей личной жизни будет использоваться по усмотрению
тех или иных лиц, или публиковаться в СМИ - ведь Конституция для
них не закон, да и закона о защите личной информации в России,
кстати, не существует. А если бы существовал, то не обеспечил
бы защиты от проникновения в частную жизнь злоумышленников или
недобросовестных госчиновников. Наше государство не создало такую
безопасную систему хранения информации и, скорей всего, это произойдёт
не скоро, - если произойдёт вообще. Вспомним случай с похищением
вице-президента компании "Лукойл" С. Кукуры - в программе новостей
по НТВ были обнародованы данные налоговой службы, по сведениям
которой годовой доход похищенного составляет 1,7 млн. долларов
США. Вот вам и налоговая тайна! Раз уж объявили всем гражданам
его годовой доход, то заодно объяснили бы нам, как он их заработал.
Но ведь надо за счёт кого-то латать дыры бюджета, которые образовались
от экономической деятельности нашего правительства. За счёт кого?
Конечно же, за счёт законопослушных и занесённых в кодовые и номерные
картотеки миллионов граждан, живущих ниже прожиточного минимума
или чуть выше. Они бедные, у них не убудет. А вот у богатых, которые
"в тени", брать нельзя - побеспокоишь, да потом ещё и сильно пожалеешь.
Так и идёт наша жизнь - одни производят своим трудом валовый внутренний
продукт (ВВП) и волнуются - как бы оправдаться перед налоговой
службой и другими сборщиками; другие присваивают "в тени" 20,
а то и 50% этого ВВП, вывозят присвоенное в зарубежные банки и,
несмотря на расхожее мнение, спят спокойно.
Очевидно, что все коды, номера и вообще государственная компьютеризация
нашей жизни может вводиться и иметь право на существование только
тогда, когда в России будет подлинная демократическая законность
и твёрдый правопорядок. Когда будет ликвидировано влияние криминала
на жизнь страны, когда будет уважаться и исполняться Конституция
Российской Федерации и законные права граждан, когда будет установлена
социальная справедливость и все системы управления будут прозрачны
и действительно подконтрольны народу.
Позволю себе привести пример Японии, где в 2002 г. планировали
ввести в действие базовую систему регистрации граждан. В рамках
этой системы каждому гражданину тоже должен быть присвоен уникальный
номер, а местные органы власти по всей стране будут объединены
единой компьютерной сетью, которая позволит им совместно пользоваться
данными и легко проверять стандартную информацию о человеке: его
адрес, дату рождения, и т.д. Но в то время, когда шли завершающие
мероприятия по внедрению новой системы, местные органы власти
один за другим призывали к тому, чтобы отложить её внедрение.
А на последней сессии всеяпонского парламента законопроект о защите
личной информации, который, как считалось, должен был обеспечить
защиту личной жизни в условиях общеяпонской системы регистрации,
принят не был. Парламентарии серьёзно озаботились, сможет ли правительство
обеспечить неприкосновенность частной жизни, особенно в свете
недавних сообщений о злоупотреблениях частной информацией в Агентстве
по делам обороны.
Россия, конечно же не Япония. В России и местные, и федеральные
органы, парламентарии и власти обращаются к народу только тогда,
когда граждане должны прийти на выборы и дать им возможность поуправлять
ещё некоторое время. Отстаивать конституционные права граждан
- это не их дело, да и вообще - что правительство решит, то и
надо выполнять.
А может нам всё-таки пора проснуться, заглянуть в Конституцию
и, наконец, серьёзно задуматься, что конкретно значит положение
о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти
в Российской Федерации являемся мы, её многонациональный народ
(ст. 3)?!