В Кронштадт - к святому праведному отцу Иоанну

Мирослав Анатольевич Гришин    
"Я живу не для себя, а для других".

    На квартиру к отцу Иоанну можно доехать на автобусе от метро "Черная речка" через дамбу (Кронштадт - теперь не остров, а скорее полуостров) сравнительно комфортно и без особых хлопот.
    Я же решил добираться так, как добирались к пастырю его духовные чада и паломники, стекавшиеся к чудотворцу со всей Российской Империи - поездом с Балтийского вокзала до станции Ораниенбаум и далее на пароме, через льды Финского залива до острова Котлин - он же и есть морская крепость Кронштадт.
    Во времена батюшки паромы, естественно, не ходили. Адмирал С.О. Макаров только начал строительство первого в мире ледокола "Ермак", поэтому сообщение было гужевое и пешее, причем последнее было предпочтительнее для богомольцев - и по грехам, и по безденежью.
    В "Формулярном списке" протоиерея отца Иоанна в первой же графе было записано: "Недвижимого имущества не имеет, равно и жена его". Проживал батюшка всю жизнь в казенной квартире, в которой сейчас устроен мемориальный музей.
    О себе батюшка пишет так "...детей у меня не было. С первых же дней своего высокого служения Церкви, я поставил себе за правило: сколь возможно искренне относиться к своему делу, пастырству и священнослужению, строго следить за собою, за своею внутреннею жизнью".
    Современник отца Иоанна отмечает, что "у кронштадского пастыря никогда нет никаких денег не только на "черный", но и на завтрашний день; жена его первое время не мало беспокоилась по поводу такого постоянного безденежья, но с годами она убедилась в отсутствии нужды и привыкла жить сегодня, не думая о том, что будет завтра. Однако если бы он пожелал иметь наличными миллион рублей, он мог бы собрать деньги за несколько дней. Мы говорим это на основании фактов: при одной вести об открытии в Кронштадте "Дома Трудолюбия" о. Иоанну посылались со всех сторон приношения в таких размерах, что "приход всегда превышал потребности".
    Исполненный Духа подлинной Христовой любви, наш великий Пастырь начал свое пастырское делание с ежедневного посещения убогих жилищ - жалких лачуг и землянок - жители которых, кронштадские "босяки" и "подонки общества", попрошайничали, воровали, пьянствовали, вели развратный и порочный образ жизни.
     "Нужно любить всякаго человека и в грехе его, и в позоре его, - говорил отец Иоанн, - не нужно смешивать человека - это образ Божий - со злом, которое в нем".
    И вот, кронштадские "маргиналы", которых отец Иоанн силой Бога и силой своей сострадательной пастырской любви вновь делал людьми, возвращая им утраченный человеческий образ, первыми "открыли" святость тогда еще совсем молодого батюшки. И это "открытие" очень быстро восприняла и ощутила вся верующая Россия и потянулась в Кронштадт, к батюшке. Конечно, все произошло "не вдруг", а по мере воздвижения им своего духовного креста.
    Кто не мог приехать лично, посылал к батюшке телеграммы или письма, которые ежедневно приносили к нему корзинами. Специально для него было открыто почтовое отделение.
    Батюшка мыслил ясно, высказывался лаконично: "Весь закон Божий состоит в двух словах: люби Бога и ближнего".
     "Говори и делай всякую правду без сомнений, смело, твердо, решительно. Избегай сомнений, робости и нерешительности. Господь наш есть Господь сил".
    А вот еще: "Я живу не для себя, а для других". Слышится в этих словах что-то апостольское - "уже живу не я, но Христос во мне".
    При земной жизни отец Иоанн прославился многими чудотворениями, описать которые здесь просто не хватит места; прозревал будущее России и людей; сострадал опустившимся людям, добрыми делами помогал им; народ огромными толпами ходил за ним... Многие мечтали хотя бы прикоснуться к любимому батюшке, получить от него благословение.
    В Иоанновском монастыре (который построил сам батюшка) на набережной реки Карповки в Санкт-Петербурге находится гробница отца Иоанна. Помолившись святому и приложившись к ней, страждущие по вере своей избавляются от болезней. Целебными свойствами обладает масло из лампады - помазавшись им, люди нередко исцеляются от ожогов и обморожений. Православные прибегают к батюшке во всякой семейной и бытовой нужде, помогает он по молитвам людям больным недугом пьянства.
    На доске под стеклом, в соборе Владимирской иконы Божией Матери фотография матери о. Иоанна - Феодоры Власьевны Сергиевой и фотография часовни на ее могиле.
    Понять корни благочестия и твердости батюшки Иоанна возможно лишь, узнав, какой была его мать - от которой веет крепостью первых христиан.
    В биографии рассказывается, как однажды в начале Великого поста, отец Иоанн тяжко занемог. Врачи объявили, что он умрет, если немедленно не прекратит пост - питание являлось первым условием выздоровления, а между тем больной не хотел принимать даже рыбы. Под давлением докторов батюшка написал письмо своей матери, испрашивая благословения начать вкушать скоромную пищу - через две недели пришел письменный ответ из Архангельской губернии от матери: "Посылаю благословение, но скоромной пищи вкушать Великим постом не разрешаю ни в коем случае".
    Врачи пророчили скорую смерть батюшке, если он не начнет "нормально" питаться. Но здоровье о. Иоанна не только не ухудшилось, но вскоре после материнского письма, он выздоровел окончательно.
     "Неужели вы думаете, - отвечал о. Иоанн на увещевания врачей, - что я променяю жизнь на благословение матери, на заповеди Господа: "Чти отца твоего и мать твою?"
    Не оставляет нас святой Иоанн Кронштадский своим попечением - православным христианам есть с кого брать пример для подражания.
    Выяснив дорогу к "Дому Трудолюбия" и квартире о. Иоанна, незамедлительно туда отправился.
    Там после службы я приложился к епитрахили праведника, его вещам и иконам, Евангелию и кресту на аналое, подошел под помазание маслицем из лампадки.
    Сколько не раздавал отец Иоанн нищим милостыни, число бедных в Кронштадте не уменьшалось. Коренным образом изменить их материальное положение, по мысли о. Иоанна, могло бы устройство в Кронштадте "Дома Трудолюбия", в котором эти люди могли бы заработать себе дневное пропитание, ночлег и немного денег. В "Доме Трудолюбия" были организованы: пенькощипальная мастерская, где в течение года работало 25 тысяч человек, женская мастерская модного платья, вышивки и метки белья, белошвейная, сапожная мастерская с обучением мальчиков, народная столовая с недорогими обедами, а в праздники - бесплатными на несколько сот человек, ночлежный приют бесплатного призрения бедных женщин, бесплатная амбулатория, зал для народных чтений, бесплатное народное училище, народная бесплатная читальня, воскресная школа, рисовальные классы, убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей, второй приют для мальчиков и загородный дом милосердия, куда летом выезжали дети.
    Кроме того, в доме Андреевского приходского попечительства ежегодно выдавалось денежных пособий бедным на несколько тысяч рублей. При доме действовала книжная лавка, за городом были устроены огороды для снабжения овощами всех этих учреждений.
    Попечительство "Дома Трудолюбия" состояло из лиц, принадлежавших ко всем классам общества, и не было между ними никакого разделения. Они совершали великое, святое дело благотворительно-просветительской помощи, благотворя всем: и образованным, и необразованным, православным и инославным.
    Безбожные власти снесли с лица земли красивейший внушительных размеров (в дни богослужений вмещавший более 5000 человек), собор св. Андрея Первозванного, где служил батюшка, и на том месте разбили сквер, поставили каменного идола - "живее всех живых" Ленина; приложили нечеловеческие усилия, чтобы изгладить память о Божием угоднике.
    Но проходит время ночи. Заря веры Христовой, вопреки всему, понемногу занимается над Россией.
    Мирослав Анатольевич Гришин



Каталог Православное Христианство.Ру


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU