Святой богатырь Илия Муромец.

Надежда Александровна Ильичева     
1 января - День памяти преподобного Илии Муромца (+ 1188).
К лику святых причислен в 1643 году.

    Более восьми веков назад, в 1188 году, в Киево-Печерской Лавре почил святой старец Илия, память которого Православная Церковь празднует в самом начале года, 1 января. Этот святой и до сей поры более известен как великий русский богатырь Илия Муромец. Еще при его жизни, в XII веке, народ сложил о нем множество былин и сказаний, которые с раннего детства знаем и мы с вами.
    Илия Муромец стал монахом, уже увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более в монастыре. Его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные, - доказательством тому нетленные мощи Илии, которые и доселе покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.
    Московский священник Иоанн Лукьянов в своем "Путешествии в Святую Землю" в XVII веке пишет: "Поидохом в Антониеву пещеру и там видихом храброго воина Илию Муромца в нетлении лежащим под покровом златым, ростом как нынешние крупные люди, рука у него левая пробита копнем, язва вся видна, а правая рука изображает крестное знамение". Из этого описания видно, что Илия Муромец не был сказочным великаном, а был очень крупным и сильным человеком.
    И обратите внимание, левая его рука свидетельствует нам о служении воина, а правая, пальцы которой сложены в троеперстие, - о молитвенном служении монаха.
    В русских былинах каждый богатырь имеет свое живое лицо, со своими достоинствами и недостатками. И все это пронесено нашими предками через столетия. Здесь каждый характер дышит правдой. Добр и прямодушен, но скор на расправу и не щадит врага Добрыня Никитич. Дерзок, смел и ловок, но чаще побеждает хитростью Алеша Попович. Горделив и буен духом Дунай Иванович. Щеголь и волокита, но все-таки и богатырь, а значит - мужествен и силен, - Чурила Пленкович. И среди этого живого многообразия самых сильных и славных людей Древней Руси возвышается образ кроткого богатыря Илии Муромца.
    Как пишет знаток русской народной поэзии К.С. Аксаков, - "в сонме богатырей, в подвигах их видится и выражается сам народ. Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец. Скопил он страшные силы, встал и понес их, но не на обиду и разорение другим, не на праздное пролитие крови, а на защиту добра и на поражение зла, на мир и тишину".
    Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич - даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илия Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.
    От рождения Илия был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе всей богатырской рати. Их молодой силе и мощи, всегда волнующейся, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, всеми уважаемый за свою силу духовную, всех объединяющий и примиряющий предводитель. "Под славным под городом под Киевом стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - Алеша, поповский сын". Эти слова из былины запечатлел в своей известной картине "Три богатыря" Васнецов.
    Из былин видно, что Илия Муромец - особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, "калик перехожих", то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: "Поди и принеси нам напиться". Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает. Здесь очень важен момент испытания веры Илии - "по вере вашей да будет вам" (Евангелие от Матфея, гл. 9, ст. 29). Господь ничего не творит с человеком насильственно. Требуется свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию "калик перехожих" попытаться встать.
    Илия встает и приносит им целое ведро воды. "Выпей сам", - говорят они. Он выпивает. "Что в себе слышишь?" - "Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли". - "Принеси еще ведро". Илия приносит. "Выпей и это ведро, - говорят ему старцы. - Что в себе слышишь теперь?" "Если бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илия, - я бы повернул землю". "Это много, - говорят ему. - Принеси третье ведро". Илия приносит третье ведро. "Выпей", - говорят, старцы. Илия выпил, и силы у него стало меньше. "Будет с тебя и этого", - говорят старцы и уходят.
    Почему поставлены пределы силы богатырской? Есть и на это ответ в древнерусских былинах: образ богатыря-громады необъятной силы Святогора, которого уже и земля не держит, который уже и сам этой силе не рад и лежит неподвижно. Глубоко печален образ этой силы бездуховной, только материальной, - и потому ненужной и бесполезной. И в сравнении с ней еще более выигрывает богатырь Илия Муромец, соединивший в себе силу телесную с силой духовной.
    Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илия не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и телесной силы.
    По всему видно, что Илия получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом и матерью, просит у них великого благословения. Отец и мать понимают высокое назначение своего сына, понимают, что не просто так дана ему от Бога великая сила. Люди уже старые, они тем не менее беспрекословно отпускают Илию, дают ему великое благословение и завет не проливать крови христианской. И во всех подвигах богатыря мы видим, что он никогда не вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстановление справедливости. Но и перед битвой с угрожавшим взять Киев языческим Калином-царем Илия долго уговаривает его уйти добровольно, не проливать зря крови. И здесь, и в каждом деянии святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие.
    Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался - там пошаливали разбойники, могли и ограбить, и жизни лишить.
    Илия не испугался, поехал дорогой прямоезжей. Очистить ее от разбойников - это был его первый подвиг.
    Соловей-разбойник, которого затем полонил Илия, олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Илии с крестом.
    Богатырь Илия Муромец приезжает к князю Владимиру Мономаху (1053-1125), а не к равноапостольному Владимиру, как изображается в былинах. Это видно хотя 'бы из того, что христианство уже распространилось на Руси по всем городам и весям и глубоко вросло в народную душу и даже быт, что, конечно, не могло сразу осуществиться при святом Владимире.
    Светлый князь Владимир Мономах, великий защитник и устроитель Руси, сразу пришелся по сердцу богатырю Илие Муромцу. Они были единого духа. Обращаясь к нему, Илия называет его "ласковым князем". В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам.
    К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был Илия Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк-великана) за "железные врата" на Кавказе, "пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю". Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала.
    Эта внешняя война не мешала русскому народу под защитой своих богатырей в мире и благоденствии строить монастыри и храмы, крепости и посады, пахать землю и растить детей, слагать величественный былины, отразившие спокойную мощь и достоинство уверенного в своей силе народа. В те времена он сложил и эти прекрасные поэтические строки:
     "Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота - океан-море, Широко раздолье по всей земли!"
     "В этих словах, - пишет К.С. Аксаков, - ставит себе размеры русский человек, - и какие размеры!" И столетия спустя народ вспоминал то время, как одно из самых праздничных и светлых в истории Руси, с любовной памятью хранил многие века имена и деяния своих защитников-богатырей. Сохраненные народной памятью подвиги богатырей помогли выжить народу в тяжелые годы монголо-татарского ига, возродить Русь Великую.
    Единое стояние избранных людей всего народа против общего врага дало почувствовать себя разным славянским и угро-финским племенам единым народом, объединенным истиной Православной веры. Этому-то благородному делу призван был служить и с честью служил преподобный Илия Муромец. И поэтому он останется навсегда в памяти народа русского.
    По былинам Илия не знает поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе всегда остается монахом-подвижником. Его нигде не называют удалым - спокойная, величавая мощь Илии выше удали и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов.
    Высок и светел образ преподобного Илии, он близок сердцу каждого русского человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отечеству и народу.

    Надежда Александровна Ильичева



Каталог Православное Христианство.Ру


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU