Пресечение династии Рюриковичей

Владимир Сергеевич Жилкин     

    Историческое бытие России увенчано именами двух династий, правивших нашим Отечеством на протяжении тысячи лет. Это триста лет Романовых, а до них - семьсот лет Рюриковичей. В течение последнего столетия память нашего народа искоренялась, и сегодня "в широких слоях" Романовых почти не помнят, а Рюриковичи забыты совершенно. Для каждого народа беспамятство - путь в историческое небытие. Но для нас спасение еще возможно, если мы вновь обретем историческую память. Надо признать, что русский народ за последнее десятилетие преуспел на этом пути меньше, чем все другие народы бывшей Российской Империи.
    Великая Россия и Святая Русь... В истории нашего Отечества они нераздельны. Историческая Россия вышла из Киевской купели. Крестителем Руси был Святой равноапостольный князь Владимир - правнук основателя династии - Рюрика.
     "Повесть временных лет" сохранила предание, согласно которому в 862 году славянские племена, обитавшие в районе Ладоги, ради мира, порядка и защиты от внешних врагов поставили начальствовать над собой мощное воинское сообщество - варяжского князя Рюрика с его дружиной. От этого полулегендарного события берет начало русская государственность.
    Не легендой, а реальностью стал в начале X века знаменитый "путь из варяг в греки" - грандиозная по масштабам и совершенная по организации военно-торговая кампания, осуществлявшая товарообмен между восточнославянскими землями и Византией. Имя "Русь", как знак принадлежности к этой кампании, стало известно и на Востоке, и на Западе. Абсолютное большинство в этой среде принадлежало славянам, и варяги среди них быстро ассимилировались.
    В наше время кого-то волнует вопрос национальной принадлежности Рюрика - славянин он был или скандинав? Как говорится, дальше - больше. Доходит до откровенной глупости, когда Рюриковичей называют "варяжской династией". Кто мог бы назвать современную английскую династию немецкой или шведскую - французской, исходя из национальности их основателей? Национальность Рюрика со стопроцентной уверенностью выяснить невозможно. По-настоящему важно другое: он был первым русским Государем.
    Потомки Рюрика - это князья Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Дмитрий Донской. Замыкают эту плеяду Царь Иоанн Грозный и его сын Царь Феодор Иоаннович (+ 1598). За каждым из них - этап исторического пути нашего Отечества. Каждый из них служил осуществлению Божия замысла о России. Параллельно им идет сонм православных святителей и подвижников, в котором всех выше и светлее сияет преподобный Сергий Радонежский - Святая Русь.
    Память о державе Рюриковичей хранят дошедшие до нас иконы, храмы, кремли, былины и летописи.
    Оплотом Святой Руси стала Московская держава - православная империя Третий Рим. Власть святости и святость власти - в этом заключались смысл и содержание русской православной государственности.
    Вот как писал об этом великий архипастырь двадцатого века митрополит Антоний (Храповицкий): "Русский народ считает всю Россию как бы большой семьей, в которой Царь является отцом, призванным охранять нравственную сторону жизни и быть носителем и выразителем правды... По представлениям русского народа Царь не может иметь злой воли и поэтому Царь Иоанн IV назван не "царь злодей", а Царь Грозный. Царь применяет жестокие меры и строгие наказания, но, очевидно, это так и нужно для искоренения крамолы и подавления мятежей. Зато сын Иоанна IV - Царь Феодор Иоаннович устами Пушкина назван - "Царь-Ангел". Образ царя Феодора, исполненный ангельской кротости и чистоты, замыкает плеяду русских государей, берущую начало в IX веке. С его смертью в 1598 году древняя русская династия пресекается.
    Но память о временах Рюриковичей - не мертвый груз. Пока народ живет, этапы его бытия, завершаясь, не исчезают бесследно, и мы обязаны помнить, что первая половина русской истории есть неотъемлемая часть нашей жизни.
    Долгие годы советская пропаганда твердила: "Мы родом из Октября". Возможность жить, будучи родом не из "октября", а из России, была сопряжена с немалыми трудностями. И сегодня "новые хозяева" отнюдь не озабочены восстановлением в народе его исторической памяти, т.е. приходом нашего народа "в сознание". Но исторический горизонт сегодня перед нами вновь открыт, и снова русский народ становится субъектом истории. Следовательно, восстановление его памяти и самосознания - неизбежно.

    Владимир Сергеевич Жилкин



Каталог Православное Христианство.Ру


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU