Утешитель, наставляющий на истину

Виктор Николаевич Николаев    

    Миллионы православных верующих, стараясь при окроплении на водосвятном молебне стать так, чтобы на них попало больше капель, а потом, выстояв очередь за святой водой и унося домой бутылочки, в большинстве своем и не подозревают, что соприкасаются при этом в чисто практическом плане с таким предметом, который предстает одним из непостижимейших для человеческого ума. Дело в том, что хорошо известные с первых веков христианства свойства святой воды есть результат воздействия на обычную воду Святого Духа. Сам Христос сказал об этом в Евангелии: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит" (Ин 3,8). На этом основании некоторые христианские богословы развивали теорию трех последовательно раскрывающихся истин: первая - об Отце - раскрылась в Ветхом Завете, вторая - о Сыне - в Новом Завете, а третья - о Святом Духе - раскроется в будущем.
    Несмотря на соблазнительную простоту этой схемы, она Православной Церковью отвергается: необходимая для спасения полнота истины дана нам уже сейчас. Неверно, что пророческого Откровения о Святом Духе еще не было, - одним из сравнительно недавних из них и самом подробном по содержанию и ясным по форме надо считать поразительную беседу "О цели христианской жизни" преподобного Серафима Саровского с симбирским помещиком Мотовиловым, которую последний непостижимым образом запомнил слово в слово, а писатель Сергей Нилус столь же непостижимым образом обнаружил на чердаке ее запись и сумел расшифровать. Да, Святой Дух загадочен для человеческого ума, но то, что человеку надо знать о Нем, уже произнесено и написано, как в Священном Писании, так и святыми отцами.
    Святая вода... Вода, ставшая святой... Как это возможно? Разум противится этому. Трудно ему принять утверждение, что простое неорганическое соединение, состоящее всего из двух атомов водорода и одного атома кислорода, может обрести святость. Но мы берем в руки Библию и читаем: "И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх 3, 5). Оказывается и земля может быть святой. Камни, песок и глина в том месте, где стоял перед Неопалимой Купиной Моисей, оставаясь по своему химическому составу теми же, в присутствии Бога изменили свои свойства. Но разве свойства минералов не определяются исключительно их формулой?
    Выходит, не определяются! Простите, уважаемые господа химики, мы любим и ценим созданную вами науку, ее голос весьма для нас авторитетен, но еще авторитетнее упрямые факты. Когда в моей комнате внезапно начинает источать благоуханное миро фотография Иверской иконы Божией Матери, я вижу, что свойства фотобумаги перестали быть такими, какими предписывает им быть соотношение ее компонент и технология ее изготовления, и не верить своим глазам и своему обонянию я не могу. И, пытаясь объяснить увиденное, я естественно прихожу к мысли, что существует какая-то инстанция, которая имеет власть освободить данное материальное тело от законов физики и химии и предписать ему другие законы поведения. Что же это за инстанция? Отменить указ вправе только тот, кто его издал, а "законы природы" даны материальной вселенной высшей творческой инстанцией - Пресвятой Троицей, утвердившей их на своем "Предвечном Совете". Значит необычные свойства возникают в материальном объекте наитием Святого Духа, ибо Он есть "везде сый и вся исполняли", почему эти свойства и именуются "святостью".
    Мы не знаем о Духе, откуда Он приходит и куда уходит, но эти сведения о нем, может быть, и не являются для нас необходимыми, и нам достаточно знать то, что заповедал нам дивный старец Серафим, которому Божий тайны были открыты непосредственно: стяжание Святого Духа является единственной целью христианской жизни, все же остальное - пост, молитва, бдения, добрые дела - суть лишь средства к достижению этой цели. С другой стороны, мы знаем, что цель нашей жизни состоит в спасении; преподобного надо понимать в том смысле, что спастись можно только стяжанием Святого Духа. Он - Тот тончайший хирург, Который один только может удалить въевшийся в нас на генетическом уровне первородный грех, препятствующий нашему спасению, поэтому именно к Нему надо и обращаться. "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин 3, 5). Вот и соединились в речении Спасителя вода и Дух! "Рождение от воды" есть Крещение погружением в святую воду, а "рождение от Духа" есть восстание от смертного одра греха и вхождение в обитель, "откуда бежит болезнь, печаль и воздыхание" - в жизнь вечную.
    В жизни человека рождение от воды и рождение от Духа (если последнее произойдет) разделены во времени. Между крещальной купелью и стяжанием попаляющего грехи Святого Духа проходят десятилетия. Но один раз в году ради нашего назидания эти моменты сливаются в один, и перед прихожанами, заполнившими храм, открывается разом прообраз нашего спасения: Крещение Сына Божия в водах Иордана, схождение Святаго Духа в "виде голубином" и громогласное свидетельство Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф 3,17). Бог является нам в этом великом празднике во всей Своей троической полноте, почему праздник и называется "Богоявлением". В этот день и даже накануне все воды земли освещаются космическим действием Пресвятой Троицы, так что и те, кто находится в это время вдали от Церкви, не лишаются святой воды: они могут почерпнуть ее из любого ручья.

    Виктор Николаевич Николаев



Каталог Православное Христианство.Ру


          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU