На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Смертный грех

Игорь Олегович Гонохов

    Мама, сделай мне последнее одолжение, похорони нас всех троих в одном гробу красно-черном". Это дословный текст записки одной из девочек, выбросившихся из окна 9-го этажа в подмосковном городе Балашиха. Только эту записку они оставили своим родственникам и больше ничего. Абсолютно. Никакой надежды. Потому что после этого шага ничто уже не имеет смысла. Вы спросите, зачем я так жестко отрицаю любую надежду? Отвечу - не для того, чтобы кому-то стало еще больнее. Не для того, чтобы осудить наложивших на себя руки. Конечно, нет. Сама Церковь не судит, но смиренно констатирует факт: тот, кто сам отверг Божественный дар жизни, тем самым отверг и надежду на милосердие Божие. Любой грех врачуется покаянием. Но только в этой жизни.
    Случаи суицида среди подростков, часто совершенно немотивированные, распространяются по России, как распространяется в дурном фантастическом фильме вирус, вырвавшийся из секретной лаборатории генетиков. По статистике каждый день 17 российских подростков кончают жизнь самоубийством. Подумайте: еще вчера чей-то сын гонял в футбол по полю неказистой дворовой спортплощадки. чья-то дочь сидела в наушниках и с учебником английского языка. Ничто не предвещало трагедии. И вдруг... С уходом человека, тем более таким уходом, исчезает целый мир, образуется невыносимая пустота. И в этой пустоте остаются самые близкие. Что же такое самоубийство?
    Самоубийство (если оно совершено не в состоянии явного помешательства) - Иудин смертный грех. В Церкви нет не прощенных грехов, кроме грехов нераскаянных. Но самоубийца не может покаяться, ведь после смерти нет покаяния. Человек умер в состоянии злейшего бунта против Бога.
    Одно из определений диавола - человекоубийца изначально. Он ненавидит всех людей, даже тех, кто ему служит. Лишивший себя жизни становится соработником лукавого по отношению к самому себе. Тот, кто совершил этот грех, больше не является членом Церкви. Это значит, что он не христианин и на него не распространяется искупительная жертва Иисуса Христа. Самоубийц не отпевают, Церковь за них не молится. Однако родственники (только родственники) по благословению священника могут брать на себя такой молитвенный подвиг, ибо молитва за несчастного - тяжелейший подвиг. (Утверждая в начале статьи, что родственникам покончившего с собой не остается никакой надежды, я не ошибся - ее по логике нет. Но милосердие Божие - выше всякой логики).
    Не секрет, что лекарство от физической смерти не изобретено до нынешнего дня. И если наркоман, алкоголик при наличии доброй воли может излечиться, блудник одуматься, обжора умерить аппетит, то у мертвого шанса что-то исправить уже нет. Самоубийство ставит нас перед смертью как перед совершившимся фактом. И единственное противоядие -предупреждение, профилактика. Каким образом? Например, знанием, откуда приходит опасность.
    Рассказать обо всех источниках опасности попросту нельзя. Но поразмыслить о некоторых необходимо. У нас в стране сложился благоприятный для суицида информационный фон. Призывы "отдаться наслаждению", "уступить искушению", сдобренные изображениями порочно-чувственных красавиц, сияют на рекламных щитах, впечатываются в мозги неотвязными телекартинками. Вся массовая, а порой, что греха таить, и не массовая культура формирует новое поколение - поколение потребителей, подсевших на блага современной цивилизации, как на иглу. Подросток из обычной рабочей семьи, вкусив с экрана красивой жизни, нереально-яркой, буквально в режиме экстази-галлюцинаций, - постепенно заболевает желанием этой "настоящей" жизни. И хотя блага заранее распределены и на него никто не рассчитывал, смиряться, отсекать страсти - наука, которую он не изучал. Таким образом, мир, точнее князь мира сего, берет на излом его неокрепшую душу. "Золотая молодежь" тоже не в лучшем положении - аппетит приходит во время еды, а при наличии интеллекта и фантазии настолько разрастается, что удовлетворить его не удается никаким естественным способом.
    Одновременно исподволь оправдывается и поэтизируется самовольный уход из жизни. Кто знает, сколько подражаний породило самоубийство лидера группы "Нирвана" Курта Кобейна? Стирается понятие о переходе в мир иной, как о решающем моменте для человека. В репертуаре современной молодежной певицы Земфиры есть песня "Синоптик". В песне следующие слова: "Хочешь, я убью тебя... больно не будет, обещаю. Но ты передавай приветы, звони чаще с неба про погоду". Мысль о смерти, заметьте о насильственной смерти, низводится до незначительно бытовой вещи (интересно, что певица, как мне кажется, сама не замечает вопиющего абсурда). Оказывается, банальный прогноз погоды важнее существования личности! Главное, чтобы не было больно, а так все о'кей. А ответственность перед Богом, а Страшный суд? Об этом в поп-культуре никто и не заикается. Получается, умереть - не более, чем выкурить сигарету. И потому - зачем вообще бояться самоубийства? Оно становится простейшим выходом из любой мало-мальски сложной ситуации. Вот и вешаются из-за "двойки", глотают горстями таблетки, когда нет средств купить модную шмотку. Да, сатана пробует неокрепшие души на прочность, но ломаются далеко не все. Тогда он "яко лев рыкая ходит, некий кого поглотити" (1 Петр. 5, 8). Ведь есть источники опасности гораздо серьезнее тех, о которых я уже рассказал.
    Иеромонах Анатолий (Берестов) в Душепопечительском центре имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, расположенном на Крутицком подворье, принимает тех, кто встретился с такой опасностью. Отец Анатолий не занимается анализом суицида, но в Душепопечительском центре имеют информацию о самоубийствах среди сайентологов, особенно после прохождения одитинга (страшной пародии на исповедь, ибо прощать и разрешать грехи имеет власть лишь православный священник); о ритуальных самоубийствах среди сатанистов; о наложивших на себя руки в секте Виссариона. Вот один из случаев, о котором рассказал мне иеромонах Анатолий: однажды к нему пришли родители повесившегося Н-летнего подростка. В дневнике сына они обнаружили выписки из "Сторожевой Башни" - журнала "Свидетелей Иеговы". Причем парень был, как говориться, на дороге к храму - незадолго до смерти он начал посещать воскресную школу.
    Перечислять аналогичные случаи можно чрезвычайно долго. Источники опасности, с которыми мы здесь сталкиваемся, объединяет одно - насилие над сознанием, подавление воли жертвы. Конечно, каждый сам заигрывает с бездной, и сам принимает последнее решение. Но соразмерьте силы 14-летнего ребенка и видавшего виды опытного сектанта. Зло искусно использует воздействие коллектива, психологическое зомбирование, наконец, элементарное запугивание. А сколько еще разнообразных методов в арсенале подданных лукавого? Как же быть?
    По большому счету корни суицида лежат в проблеме отношений личности и Создателя. Кирилов в "Бесах" Достоевского говорит: "Бог необходим, а потому должен быть. Но я знаю, что Его нет и не может быть". Человеку с такими мыслями нельзя оставаться в живых. Безверие, взращенное семидесятилетней пропагандой атеизма, породило духовное бессилие, как социальную болезнь. Анализируя истоки современного потрясающего по масштабам всплеска самоубийств, архангельская областная газета "Правда Севера" в статье "В моей смерти прошу никого не винить..." пишет: "...в стабильной царской России, искренне верившей в Бога и переживавшей в конце XIX -начале XX века мощнейший экономический подъем, на 100 тысяч населения по всей империи приходилось всего три самоубийства! Зато когда наступило советское время, их число начало удивительно быстро и неуклонно расти, и вскоре самоубийц стало минимум в пять раз больше!"
    Церковь всегда учила и учит не падать на колени перед злом. Не сворачиваться улиткой в себе, а открываться всепобеждающей Божией любви навстречу ближним. Не отчаиваться и преодолевать превратности жизни верою в Промысл Всевышнего. Но слова эти реально входят в душу лишь после личного мистического опыта. Толчком к откровению может стать и молитва перед чудотворной иконой, и пережитая скорбь, и солнечный луч, падающий из церковного окна на золотое Евангелие, и взгляд в глубину лазурного неба. Русский философ Иван Александрович Ильин так отвечает на вопрос "что такое религиозность?": "Здесь дело идет о самой интимной сфере внутреннего мира, где многое оказывается столь "воздушным" и неуловимым, безмолвным и избегающим слов, где самое ароматное оказывается невыразимым и неописуемым, так что кажется совершенно невозможно приблизиться к исследуемому предмету, не говоря уже о его логических определениях и об их исчерпывающей точности. Строго говоря, человека только тогда следует назвать религиозным, если и поскольку ему удается стать духовным единством". Именно у такого человека достает мужества и сил пройти все, что предназначил ему Господь, сразиться с духами злобы и не дезертировать с поля боя. Но как обрести чаемое духовное единство? Как вырваться из искусно расставленных сетей соблазна к свету Христову, коли подавляющее большинство нашей молодежи не знает еще и азов Православия? Возрождать традицию надо медленно и кропотливо, подобно почти уничтоженной фреске на стенах древнего собора. С этой стороны трудно переоценить значение немногочисленной рати православных средств массовой информации. Проблема самоубийств совершенно по-иному заставляет взглянуть на необходимость введения в школах России основ православной культуры. Это уже вопрос не эстетический, не этический, и даже не вопрос возрождения нации. На нынешний день - это вопрос жизни.

    Игорь Олегович ГОНОХОВ
    Благодарю за помощь в работе над статьей сотрудников Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского.

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU