На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

Бедная Америка

Алексей Федорович Прянишников

    Оптина Пустынь притягивает к себе души людей со всего света. Здесь можно встретить французов, англичан, немцев, арабов, католиков, протестантов, буддистов, иудаистов, мусульман, сектантов, атеистов... Нынешним летом сюда приехала семья американцев.
    Высокий, широкоплечий мужчина - Георгий Александрович, глава семьи, снимал видеокамерой знаменитый портрет преподобного Амвросия. Взглянув на его крупное русское лицо, я понял: это потомок тех родов, о которых у нас еще сохранились кое-какие сведения из литературы. Да, он, очевидно, из потомственных дворян или какого-нибудь княжеского рода. И как-то сама собой на память пришла внешность графа Алексея Толстого. Что-то было в них созвучное.
    Рядом с ним была его жена, Мария Николаевна, и их сын Николка, очень похожий на отца. Скитский монах расказывал американцам вот такую историю...
    Последняя жительница, которая здесь жила до восстановления скита, - раба Божия Клавдия. Стеснялась даже крестик носить. Он лежал в шкатулке. И вот однажды, когда у нее был очень сильный приступ астмы, она взмолилась: "Господи, когда же это кончится, Господи!". И затем вдруг увидела старца в белом подряснике. Это был преподобный Амвросий, и он ей сказал: "Надень крестик".
    Тут она вспомнила, что на ней креста нет. Пошла, достала из шкатулки крестик, надела, и приступ прошел.
    После этого вера в ней укрепилась. Потом приступы были, но не такие удушающие.
    "А сейчас здесь, - продолжал экскурсию скитский монах, - молельная комната. Молится здесь братия, и гости приходят, тут и акафисты читают".
    Георгий Александрович, рассказывает: фамилия моя - Шереметьев. Мы семьей, с женой Марией Николаевной и с сыном Николаем, приехали из города Сан-Франциско. Об Оптиной Пустыни мы узнали от епископа Нектария, который был викарием Западно-американской епархии. Владыка Нектарий был духовником моей жены Марии. Он духовно окормлялся у старца Нектария Оптинского. И очень много рассказывал моей жене об Оптиной Пустыни. Вот почему, семья моей жены и мы так сильно почитаем это святое место. И когда в конце восьмидесятых годов мы узнали, что Оптина опять открылась, то радости нашей не было границ. И не только мы ликовали, но радовался весь православный зарубежный мир, который хотя бы мало-мальски знал об этой святой обители.
    Мы истосковались по духовной пище. Живя в достатке, в телесном довольстве и удобстве, мы остро ощущаем духовный голод. Американцы вообще Православие не понимают. Только какая-то маленькая горсточка. Благодаря миссионерскому служению Святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, мощи которого почивают в Скорбященском соборе Сан-Франциско. Этот собор был построен в 1965 году.
    Сейчас у нас есть с таким же миссионерским духом архиерей, владыка Александр. Преосвященный Александр издает массу литературы на духовные темы. В Америке ныне христиан практически нет. Более того, христианство винится во всех невзгодах всего мира. Наступил, так называемый, "нью эйдж", "новый век". Это ужасно.
    Отец Серафим (Роуз) правильно определил одним словом - апостасия. Люди отходят и отступают от Церкви. Поэтому у нас постоянно пребывало сильное желание поехать в Россию, почерпнуть настоящей духовности. А в американском обществе ты этого не найдешь. Оно абсолютно материалистично. Мера для всех одна - выгода. Люди привыкают к бездуховному состоянию, и им оно кажется нормальным. То есть, нет никакого переживания, - все хорошо. Но храмы есть. Действует женский монастырь, кафедральный собор в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
    Владыка Нектарий огорчался тем, что дух Православия уходит из зарубежной Церкви. И нет сильных архиереев "Но какие бы ни были междоусобицы, трудности, - повторял он, - из ограды Церкви никуда не уходите. Никуда и никогда. Сейчас век тяжелый начинается", - добавлял он.
    Сейчас век антихристианский. Постепенно отнимается возможность иметь вообще какие-то принципы, устои. Скажем, гомосексуализм. Ты его не смеешь осудить, сказать, - это аморально. Потому что это "политически некорректно".
    Даже если, к примеру, в школе ребенок выскажется отрицательно или иронически отнесется к этому течению - его будут высмеивать. И не только. Могут быть последствия. Вызовут родителей. И мальчику скажут: "Не смей об этом говорить".
    Мария Николаевна рассказывает: "В студенческой среде фактически все позволяется. - Ты меня оставляешь в покое, я - тебя. Я преподаю средневековое искусство Франции. Студенты не знают, Кто такой Иисус Христос. Самые элементарные христианские понятия утрачены. Тем более что у нас масса азиатов.
    Однако, когда Хосе-Иосиф Муньос приехал с Иверской чудотворной иконой Божией Матери к нам, то меня растрогало вот что. К ней прикладываться приходили и католики, и протестанты. Выстаивали очередь. Приносили немощных - детей, взрослых.
    Так что мы были очень счастливы. И что потрясало нас всех... Я никогда не была в присутствии чудотворного образа. И тут я ощущала, что это Сама Богородица приехала к нам в дом. По духовной силе своей Ее присутствие в образе Иверской иконы было неописуемо. Возле этой иконы я чувствовала совершенно необыкновенный мир. Вот будут бомбить, прямым попаданием, а с этой иконой и с тобой ничего не случится. Вот такая сила ощущалась.
    А вот у другой, у плачущей иконы, не было такого чувства. Там смесь скорби и умиления. И надежда на то, что, может быть, Она Своими слезами вымолит, спасет человечество. А американские студенты из местного университета, узнав об этой иконе, попросили у греков разрешения взять ватку, насыщенную слезами, и сделать научное исследование. Недели через три один из тех студентов рассказал о результате своих исследований... Это была ни влага, ни вода, ни спирт, - ни на что не похожее вещество. Никакому определению, несмотря на химические анализы, не поддающееся.
    А что происходит у нас, например, с Рождеством? Это уже коммерческое мероприятие.
    О счастье всего года судят по тому, сколько подарков преподнесут. А суть уходит. Люди не понимают, что они празднуют. Сайта-Клауса празднуют. Елочку.
    В декабре, когда я прощаюсь с учениками, то не должна им говорить: "С Рождеством Христовым!" Я должна им говорить: "Хэппи холидейс!", потому что, не дай Боже, еврея оскорбить. Или еще кого-нибудь. Потому в Америке искать нечего. Она преуспевающая материально. Но она бедна духовно. Так что берегитесь Америки, то есть ее бездуховной сущности. Это самое главное, что я могу сказать.
    Говорит Георгий Александрович: Я по своим делам встречаюсь с русскими. И когда идет разговор по душам, я от сердца говорю: "Ребята, не продавайте Россию. Как бы выгодно ни было, не продавайте ее. Потому что потом выкарабкаться будет очень трудно". Мечта вернуться в Россию нас никогда не покидает. Мы ведь так долго, как говорила мама, жили на чемоданах, фактически. Ведь русских, что объединяет? Живут скромно, даже в нищете, а церкви строят. На первом месте - храм. Мой отец жил только Россией. Он родился в Гатчине, в Питере. И дед мой был кавалергардом. Затем они выехали во Францию. Там дедушка стал священником. И служил он в Благовещенской обители в Лондоне, окормлял инокинь. Скончался в 71-м году. А бабушка, мать моего отца, светлейшая княжна Голицына.
    А родственники жены - это семья Ревутских. Ревутские воевали вместе с генералом Врангелем, Мать моей жены - урожденная Гладкова. Вся семья Гладковых была одним из главных строителей храма-памятника в Брюсселе. В честь царственных мучеников.
    Мы-то были счастливы тем, что у нас были замечательные пастыри. Наш Николка очень полюбил Хосе Муньоса.
    Хосе мечтал приехать в Россию. Это был потрясающий человек. Бессребреник полный. Он мог пойти на улицу зимой, и, увидев кого-то бедного, отдать свою одежду, обувь и придти обратно босым. У него душа была, как у дитя. Молился без конца. И скромный был. Никогда не открывался. Часто так говорил: "Богородица, Она скажет. Она всем управит."
    Я вам расскажу одну интересную историю. Едем в автомобиле, с Иверской чудотворной иконой. Хосе в этот раз умоляла одна женщина заехать к ней, ее муж был очень болен. А у митрополита Виталия намечен был другой маршрут.
    Но Хосе всегда говорил, что Богородица все равно поедет туда, куда Она решит. И он за это спокоен.
    И вот на дороге появились сугробы снега. Митрополит, вылезая из машины, попадает в сугроб. Хосе, отвернувшись, улыбается. Он обладал тонким чувством юмора. А тут невдалеке домик какой-то стоит. Митрополит направляется к нему. И снова падает в сугроб. Добирается до крыльца и стучит. И что вы думаете? Кто ему открывает дверь? Та самая старушка, которая умоляла Хосе, чтобы икона Богородицы приехала к ней.
    И Хосе говорил, что подобных случаев было много. "Не волнуйтесь, Богородица приедет туда, куда Она захочет".
    И много-много было случаев, когда в Ее присутствии из людей выходили бесы. Так что не материальное, а духовное богатство - самое необходимое для человечества. Вот его-то Америке и всему Западу не хватает, а в России оно есть.
    И ведь что поражает. Многие считают, что Россия недовоспитана, не готова для "великой демократии". Не дай Бог, чтобы эта "великая" зараза внедрилась в Россию, в ее православный народ.

На главную страницу

Оглавление номера

Главная страница номера

 

 

          ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU